ТАКСИДЕРМИЯ: НЕМНОГО О КОВРАХ

Сегодня мы расскажем об основных рабочих моментах изготовления ковров из шкур зверей.

Ковры из шкур зверей с таксидермированной головой – это, пожалуй, самый популярный вид таксидермических изделий, так как они легко могут вписаться в интерьер помещения, не представляют трудностей при транспортировке, могут служить хорошим ликвидным подарком, и стоимость их изготовления или цена реализации намного меньше, чем у чучела.
Основные технологические этапы работы, например, с ковром медведя и волка одинаковы, разница лишь в трудозатратах и индивидуальных особенностях животного. Изготовление ковра, помимо знаний по таксидермии, требует еще и большого опыта в выделке пушнины и умения хорошо работать с тканевыми материалами. В крупных таксидермических мастерских из-за большого объема работ основные стадии работы выполняют разные мастера, но в большинстве случаев, все это делается одним человеком, и от его опыта, конечно, зависит качество готового трофея.
Шкура крупного животного, предназначенная для ковра, должна сниматься только пластом, для зверей среднего размера можно применить способ «трубкой». Любые другие способы съемки шкуры (с разрезом по спине) недопустимы..

Самое главное – правильно и симметрично выполнить три разреза: центральный, разрезы передних и задних конечностей. Надо представлять, что готовый ковер должен быть абсолютно симметричным. Неправильно работая ножом, можно наделать таких дефектов, которые потребуют большого времени на исправление.
Никогда не разрезайте подушку лапы у медведя. Лапы зверей имеют определенные способы препарирования и в готовом изделии должны выглядеть абсолютно целыми так же, как у чучела.
Охотник, прежде всего, обязан правильно снять шкуру, сделать поверхностную обработку и выполнить временную консервацию, для чего она подвергается заморозке или солению. Сырье нежелательно долго хранить, надеясь на консервацию, так как жир на коже окисляется, и при отрицательных температурах кожевая ткань вымерзает. Все это осложняет первичную обработку сырья.
Шкуры зверей консервируют таким образом, чтобы они уже были подготовлены к выделке, независимо от того, когда мастер начнет с ними работать: весной или осенью. Из шкуры медведя, которая валялась пару лет на чердаке, ничего хорошего уже не сделаешь.
Во время работы с ковром выделка шкуры и изготовление головы технологически связаны. Нельзя, например, просто выделать шкуру, а затем сделать голову. После всех процессов выделки начинаются основные этапы работы. Если для чучела шкура проходит только химическую обработку, то для изготовления ковра с ней продолжают работу, и от последующих действий зависит внешний вид и качество будущего трофея.
Перед жированием и сушкой шкура расколачивается на щит с соблюдением абсолютной симметрии, пропорций длины к ширине, оптимальным положением передних и задних конечностей. Далее шкура проходит стадию сушки до определенного состояния, но ни в коем случае нельзя пересушивать.
Готовность можно определить только органолептически. Просто надо чувствовать, когда необходимо данный процесс завершить. Если снять со щита недосушенную шкуру, то при разбивке кожи на разбивочном станке она потеряет заданный ей первоначальный вид. Разбивка шкуры – необходимый этап работы, который дает коже и волосу те свойства, которыми они должны обладать.

Ковер – это стандартный трофей, основная особенность лишь во внешнем виде головы. Можно сделать, например, голову медведя с закрытой пастью или открытой, со спокойной или злой мимикой. Для ковров изготавливают специальные ковровые манекены, под определенный размер шкур и разным выражением лицевой части.
В процессе подготовки манекена обязательно учитываются размеры головы животного, а также его пол и возраст. Независимо от того, будет ли готовый ковер лежать или экспонироваться на стене, в манекене желательно сделать крепление для настенной подставки.
Еще одним важным и обязательным элементом работы в изготовлении ковра является его подшив, который придает изделию законченный, благородный вид. Перед подшиванием шкуры необходимо сделать ее окончательную чинку. Главное требование – не должно быть видно никаких швов и дефектов кожи со стороны волоса. Если дефекты волоса у чучела можно убрать из поля зрения, например, выбором определенной позы животного, то на готовом ковре это сделать невозможно, так как вся площадь шкуры на виду. Поэтому, если сырье имеет прижизненные дефекты волоса, которые очень сильно заметны, неустранимы и могут повлиять на ликвидность изделия, то от изготовления ковра лучше отказаться и предложить клиенту сделать другой вид изделия.
Выбор ткани для подшивания очень большой. Я использую только искусственный мех, для изготовления канта – замшу или бархат. Для придания объема у крупных шкур применяется синтепон. Главное требование – подшиваемая ткань не должна иметь никаких перекосов и складок, плотно прилегать к коже.
Перед подшиванием к краю шкуры для обрамления надо обязательно пришить кант. Ткань пришивается к канту потайным швом. При работе со шкурой медведя или кабана – это 100% ручная работа, так как из-за неудобства и толщины кожи воспользоваться скорняжной машинкой невозможно.
Цвет подшиваемой ткани должен быть однотонным, без рисунка и сочетаться с цветом волосяного покрова. Самые основные цвета: бежевый (волк, рысь) и темно-коричневый (медведь, кабан).
Охотник, которому посчастливилось добыть трофейное животное, должен четко понимать, что он хочет: продать сырье или сделать трофей. Чучело медведя, например, не сделаешь «на коленке» в благоустроенной квартире. Для этого надо иметь производственные условия и необходимое оборудование.
Изготовление любого профессионально выполненного трофея – это очень сложный и кропотливый труд, требующий финансовых и временных затрат. Это не валовое, а штучное производство и, к сожалению, большинство людей этого не понимают.