Хотылево брянская обл – описание, история, экскурсии, точный адрес

Усадьба Тенишевых (с. Хотылево) — Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится парк бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (нынеОАО «Брянский машиностроительный завод»). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной школы» в Петербурге.

Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. Она стала создательницей и основательницей Смоленского музея, подаренного ею городу, и художественной мастерской в селе Талашкино (ныне музей-усадьба «Талашкино» Смоленской области). Весьма крупная и значительная коллекция была подарена ею Московскому музею археологии.

В столице и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, С.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору.

Для удобства связи усадьбы с Бежицей В.Н.Тенишевым была построена платформа «Хотылево» на Риго — Орловской железной дороге. От нее проложена шлаковая дорога и сооружен стальной мост через Десну. Этот мост был разрушен во время Великой Отечественной войны. В 1903 г. Тенищевы продали усадьбу Граббе.

Многие жители села являлись рабочими Брянского завода. Некоторые из них принимали активное участие в революционном движении. Не чуждо революционным веяниям было и Хотылевское крестьянство. В 1905 году усадьба явилась объектом гнева угнетенного крестьянства. Это выразилось, в частности, в поджоге «Летнего дома», который с тех пор прекратил свое существование.

Церковь Преображения — замечательный памятник культового зодчества, один из немногих на брянской земле усадебных храмов сер. 18 в. в стиле пышного и нарядного елизаветинского барокко. Построена в 1763 г. на средства одного из богатейших брянских помещиков Фаддея Петровича Тютчева.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, парк спускается по крутосклону берега к водному зеркалу Десны. Словно желая полюбоваться своим отражением, деревья «толпятся» у самой реки, а некоторые даже спустились в воду.

Планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку.

Композицию парка «держит» поперечная аллея. Она связывает «Железные ворота» входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался барский дом. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль «венским ренессансом»). Хотылевский дом был сожжен гитлеровцами во время их кратковременного хозяйничанья здесь.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным «зеленым залом» — окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно — планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с «натуральными», четкие прямые аллеи, «зеленые залы» и «кабинеты» — с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции — это упомянутый выше «зеленый зал» цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял «Летний дом». Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки «Летнего дома» открывается вид сверху на «рыбный пруд», нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну «в упор» на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.


  • Городков В. По старинным аллеям. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. — Т. 1. — С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. — Орел, 1905. — Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. — М., 1977. — С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1996. — С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. — Л., 1991. — С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. – 2008. — №7. – С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. — 1993. — Окт. (№40). — С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. — 1999. — авг. (№32). — С. 6.

 

libryansk.ru

Хотылёво | Путешествие по Брянску

  Путешествие в межледниковье.

Хотылевский археологический комплекс

Ранний верхний палеолит  в окрестностях с. Хотылёво.

    На территории современной Брянщины известны позднепалеолитические памятники, где обнаружены замечательные произведения искусства и быта, вошедшие в международный фонд первобытной культуры. К таким уникальным памятникам древних людей следует отнести верхнепалеолитические   стоянки, известные по названиям: Хотылевская, Елисеевичская, Юдиновская и Тимоновская, Супоневская. Наиболее древняя из таких стоянок – Хотылевкая, имеющая абсолютный возраст около 25 тысяч лет.

    В районе села Хотылево располагается плотный куст археологических памятников, заполняющих хронологический интервал от древнего палеолита до Древней Руси включительно. Есть здесь и средневековое городище, и древнеславянские и праславянские селища, и городище раннего железного века, и стоянки эпохи бронзы, неолита и мезолита. Однако, наиболее примечательными памятниками этого участка долины Десны, получившими всемирную известность, являются палеолитические стоянки Хотылево 1 и Хотылево 2, открытые и исследовавшиеся брянским археологом Ф.М.Заверняевым. Поэтому в своей работе я хотела бы остановиться именно на этой стоянке древних людей, так как очень богатые коллекции по первобытному искусству были собраны во время раскопок Хотылевской стоянки – Хотылево . Немаловажна также стоянка Хотылево 1.

       Источниковедческая база  работы представлена научными и периодическими изданиями отечественных авторов.  Материал, обнаруженный при вскрытии различных участков памятника, был неоднократно опубликован  автором раскопок Заверняевым Ф,М. в серии статей  в брошюре « Хотылевское  нижнепалеолитическое местонахождение и в  монографии «Хотылевское  палеолитическое местонахождение».  В первой работе  представлены описания места обнаружения и предварительная сводка  материалов местонахождения. В книгах подробно описаны эти события, но мне хотелось бы узнать, так сказать , из первых уст, потому что книга не может так точно передать информацию, чем человек, который участвовал в исследованиях этих стоянок. Но, к моему сожалению, такой возможности не представилось, поэтому всю информацию я брала из книг. На территории села Хотылево есть музей, находящийся в здании библиотеки, в котором представлены некоторые экспонаты, найденные во время исследования стоянок

ХОТЫЛЕВО- 1

Стоянка Хотылево -1 – это древнейший памятник эпохи Микулинского межледниковья в центре Русской равнины. Ее протяженность вдоль Десны составляет 1 километр. Эту стоянку обнаружил в 1948 году Ф. М. Заверняев, а в 1959 – 1964 годах исследовал её.

Эта стоянка сохранила следы пребывания и деятельности древних людей на территории средней полосы России в мустьерскую эпоху палеолита. Среди обнаруженных здесь кремневых изделий – скребки разных типов, наконечники, ножи и подобное, а также множество обломков. Это позволило Ф. М. Заверняеву придти к выводу о существовании здесь, близ выходов кремневого сырья, первобытной мастерской. В древних речных отложениях археологи обнаружили кости ископаемых животных

  1. ХОТЫЛЕВО- 2

         В 1967 году Заверняевым близ сельского кладбища была обнаружена и в 1969 – 1981 годах исследована палеолитическая стоянка Хотылево -2(Кладбищенская балка) относится к развитой поре верхнего палеолита.. Очень богатые коллекции по первобытному искусству были собраны во время раскопок именно этой стоянки.

Исследования Хотылевской стоянки дали обильный и разнообразный художественный материал, который можно разделить на две группы: скульптурные изваяния малых форм и графические изображения на костяных поделках , меловой корке кремневых орудий. 

Ее основной культурный слой содержит остатки жилищ, очагов, хозяйственных ям, кремневые и костяные изделия. Так же были найдены шесть установленных вертикально черепов мамонтов, являвшихся остовом древнего жилища.

2.1 АНТОПОМОРФНАЯ СКУЛЬПТУРА

Из хотылевских находок важнейшее значение представляет антропоморфная скульптура, экспонировавшаяся в 1979 году в Эрмитаже на Всесоюзной выставке.

Хотылевская антропоморфная скульптура представлена реалистическими, стилизованными и примитивно-схематическими формами. К художественной реалистической скульптуре относятся три женские статуэтки и острие с барельефным изображением лица человека. Стилизованная скульптура представлена статуэткой с антропоморфной головкой навершием. К примитивно-схематической скульптуре относятся три фигурки и несколько застежек с головками-навершиями. Все эти предметы культуры изготовлены из бивней мамонтов – очень нежного и в то же время достаточно твердого материала.

                   2.1.1  РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Наиболее интересны изделия, исполненные в реалистической манере. Она дает нам общее представление о физиологии древнего человека верхнепалеолитического времени, о его эстетических восприятиях и духовном развитии. В этом смысле настоящим художественным шедевром древнейшего искусства является очень мелкое барельефное изображение человеческого лица в основании острия изделия, исполненное простым кремневым резцом с последующей правкой микроорудиям. Интерес к этой миниатюрной скульптуре вызывается тем, что она изображает мужское лицо, хотя, правда, не все исследователи с этим согласны. В палеолитическом искусстве такие изваяния встречаются очень редко. Воспроизведение мужского лица, несомненно, ценно, так как оно в известной мере портретное, изображает в общих чертах лицо самого хотылевского человека верхнепалеолитического времени. Это и дает нам уникальную возможность как бы взглянуть на «фотографию» одного из древнейших людей Брянщины. В нем хорошо угадывается округлое скуластое лицо с острым подбородком.

2.1.2 ПРИМИТИВНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Из примитивно-схематической скульптуры наибольший интерес представляет шиловидная булавка-застежка с головкой на дугообразной шейке. Здесь, на венчике головки и тыльной стороне шейки можно увидеть по десятку вертикальных нарезных полосок. Совпадение количества таких насечек и манера их нанесения не случайна. Видимо, это какое-то неизвестное нам количественное выражение, связанное с зачатками математических знаний и даже лунным календарем верхнепалеолитической культуры.

2.1.3 ОБЪЕМНАЯ СКУЛЬПТУРА

Наличие на Хотылевской верхнепалеолитической стоянке объемной скульптуры малых форм, в первую очередь, реалистической, женской, указывает на присутствие у местных племен матриархально-родового строя, зарождение в этой среде духовных представлений.

2.1. ПРЕДМЕТЫ С ГРАВИРОВКОЙ

Имеющиеся в хотылевской коллекции предметы с гравировкой представляют для понимания первобытной культуры и искусства огромнейший интерес, и поэтому хочется остановиться на них подробней. Для удобства разделим всю коллекцию изделий на пять групп.

К первой группе отнесем костяные наковальни, ретушеры, подставки, кости со следами резания, случайные осколки, употреблявшиеся при обработке изделий из кремния и кости. Несмотря на хаотическое расположение на поверхности этих изделий насечек, нарезок и царапин, они порой образуют удивительные «узоры», воспринимаемые как простейшие примитивные рисунки.

Ко второй группе изделий относятся предметы с простейшими, уже более явными схематическими рисунками, большинство из которых выполнено тонкими и удлиненными нарезками и царапинами. Иногда они образуют пучки, различные углы. Некоторые нарезки имеют направление уже близкое к параллельному, образуя несколько запутанные гравировки, смысл которых чаще невозможно угадать. Однако определенная закономерность их нанесения, намечающаяся геометризация элементов и постепенное выделение их из хаотического состояния говорят о преднамеренном нанесении такого «орнамента». Самым уникальным изделием этой группы является обломок ребра с определенно нанесенными на него нарезками, где явно проступает ритмичность, отдельные элементы осмысленной условности.

К третьей группе отнесем изделия, имеющие орнаментальные или декоративные гравировки. Наиболее ярко и полно такой орнамент представлен на остриях, изготовленных из бивней мамонтов. Орнаментальные композиции на хотылевских остриях довольно сложны и выразительны. Образующими элементами орнамента служили простейшие геометрические элементы и знаки: вертикальные, горизонтальные и косые нарезки, врезанные прямоугольники, микротреугольники и точеные углубления. Простейшие элементы орнамента соединялись в крестики, треугольники, ромбы и собранные в орнаментальные пояски ряды, комбинировались в геометрические узоры.

В хотылевской коллекции встречаются, действительно, подлинные шедевры первобытного геометрического орнамента как по содержанию и сложности композиции, так и по полноте изобразительных элементов. Сложность компоновки такого орнамента указывает не только на кропотливый труд и выразительные возможности человека палеолитического времени, но и глубину его мышления.

К четвертой группе отнесем изделия из кости с ритмичным расположением нарезок. Самым уникальным из них является «манок» из полой птичьей трубчатой кости с отпиленными сочленительными концами длиной 18,3 сантиметра, обнаруженный в небольшой ямочке рядом с прекрасной реалистической и условной женской статуэткой. На одном конце трубочке нанесен концентрированный орнаментальный поясок, насчитывающий три ритмично расположенных звена. Геометрические элементы этих орнаментальных звеньев представляют собой косые и горизонтальные нарезки, образующие ромбы, треугольники и крестики – перекрестия. Графический декор нанесен настолько тонкими нарезками, что он едва просматривается невооруженным глазом.  В распределении самих образующих элементов чувствуется какая-то продуманная система.

К пятой группе отнесем кремневые изделия с графическими рисунками на мелкой корке. Таких изделий найдено около ста. Среди нарезок на мелкой корке те же самые несложные композиции из простых геометрических элементов, образующие углы, треугольники, нарезки, ромбы, перекрестия, штриховки… Встречаются количественные выражения, среди которых, вероятно, могли быть счетные бирки, указывающие на зарождение простейших математических знаний. Это могли быть и изделия для гадания, волшебства, заклинаний или самое древнее воплощение «духов предков». На хотылевских кремнях часто фигурируют числа 5, 7, 11 и простейшие геометрические рисунки.

Значение обнаруженных предметов с графическими изображениями, если учитывать их почти 25-тысячный возраст, невозможно переоценить. И по своему назначению, и по смысловому содержанию изделия эти довольно разнообразны. Они могли отражать различные стороны хозяйственной, бытовой и идеологической жизни обитателей Хотылевской стоянки.

2.2. КОСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ     

Среди костяных поделок Хотылевской верхнепалеолитической стоянки в значительном количестве обнаружены пластинчатые отщепы, снятые с бивней. Узоры здесь более примитивные, отнести их можно к запутанным гравировкам более ранних стоянок. Наиболее четно на пластинчатых заготовках прослеживается только одна геометрическая фигура – крупный, порой довольно расплывчатый ромб.

  1. ДРУГИЕ СТОЯНКИ В СЕЛЕ ХОТЫЛЕВО

Несколько стоянок (Хотылево-3,4,5,7), относящихся ко времени мезолита и неолита и расположившихся близ села Хотылево по обеим сторонам реки Десны, было исследовано в 1958 году Е. А. Шмидтом и Ф. М. Заверняевым. Сделанные здесь в поверхностном слое отдельные находки носили достаточно случайный характер.

С конца 1950-х годов известно и расположение по соседству со стоянкой Хотылево-2 поселение Хотылево-6, которое исследовал в 1981 году А. Н. Сорокин. Найденные здесь в нижнем культурном слое орудия труда относятся к периоду палеолита, а в верхнем слое находки указывают на смену различных археологических культур времени мезолита, неолита, эпохи бронзы (среднеднепровская культура), раннего железного века (юхновская культура).

К юхновскому времени относятся и два городища, обнаруженные А. К. Амброзом в 1955 году и Ф. М. Заверняевым в 1958 году близ северной части села, причем на втором з них, помимо лепной юхновской керамики, встречена и гончарная древнерусская.

Кроме того, советскими археологами в 1955 – 1974 года обнаружены и обследованы шесть селищ, расположенных либо на территории села, либо поблизости от него. Три из них (Хотылевские селища – 3,4,6), относящиеся к колочинской культуре V-VIIвеков, изучал известный советский археолог П. Н. Третьяков, причем на четвертом селище, расположенном на территории современной школы, были вскрыты остатки квадратного жилища и несколько хозяйственных я. Из остальных наиболее интересны материалы Хотылевского селища – 1, полученные исследовавшим его Ф. М. Заверняевым. Здесь были обнаружены остатки жилищ и предметы, относящиеся к почепской культуре, а в верхних слоях – керамика и предметы, относящиеся к роменской культуре.

Брянская область является одним из тех немногих уникальных регионов России, в которых  практически без хронологических разрывов прослеживается вся история становления человечества. Недаром археологи считают Брянскую землю  « палеолитической  Меккой». Уникальны  древнейшие археологические объекты Подесенья, относящиеся к ашельскому  и мустьерскому времени ( местонахождения Хотылево,Неготино,Бетово).Сменившие, поглотвшие неандертальцев кроманьонцы дали начало человеку современного типа. Их поселения так жеполучили всемирную известность, благодаря уникальным  произведениям первобытного искусства ( стоянки Хотылево 2,Елисеевичи, Юдиново). Археология свидетельствует о культурных связях и процессах, объединивших в палеолите всю  Европу.

 Таким образом, Хотылево является одним из немногих пунктов, где остались следы жизнедеятельности людей почти беспрерывно от палеолита до эпохи Древней Руси. С большой долей уверенности можно утверждать, что селение продолжало существовать и в более позднее время, хотя первое документальное упоминание о нем относится лишь к началу XVII века, когда находившаяся в Хотылево Никольская церковь была в годы смуты сожжена, а на месте была поставлена часовня. 

Осмотрев самые красивые места Брянска, можно совершить увлекательно путешествие на много веков назад. Если вы любите древнюю историю, хотите знать свои истоки – вам нужно в Хотылево!

 

 

 

 

  • Фрагмент лопатки мамонта стоянка Хотылево-2. Возраст 22 – 24 тысячи лет

 

www.puteshestvie32.ru

Брянский р-н, Хотылево усадьба (1)

Брянский район. Село Хотылево. Усадьба Тенишевых. 

Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В XIX веке усадьба перешла в собственность князя Тенишева. Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с П.И.Губониным и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода» (ныне Брянский машиностроительный завод). Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции. Вскоре В.Н.Тенишев стал крупнейшим Российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей. Кроме практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе «этнографического бюро» — по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации «Свободной школы» в Петербурге. Жена хозяина усадьбы — Мария Клавдиевна Тенишева — была видной меценаткой и художницей-прикладником, собирательницей коллекции русского прикладного искусства. В.Н.Тенишев дал жене не только княжеский титул, но и духовную опору, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве ученой, просветительницы, художника и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла ремесленную школу в Бежице и вложила большой труд в создание усадьбы в Хотылеве. Парк и постройки усадьбы в нем, как в основном расположении, так и до мельчайших деталей, являются продуктом ее творческого труда. «Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», — писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. В столице, Хотылеве и в Талашкине М.К.Тенишева была окружена видными русскими художниками. Ее круг составляли С.Малютин, Н.Рерих, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, К.Коровин и другие. Некоторые из них посещали ее в Хотылеве и работали здесь. В Хотылеве М.А.Врубель написал своего знаменитого «Пана». По свидетельству Б.К.Яновского, «пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы Хотылевского дворца на открывающиеся дали». В Хотылеве бывал и великий русский художник И.Е.Репин. Он написал здесь несколько этюдов и сделал ряд рисунков, ныне хранящихся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Так же, как и Врубель, Репин не остался равнодушным к деснянской красоте, открывавшейся здесь взору. С И.Е.Репиным М.К.Тенишеву связывала многолетняя дружба. Великий художник был увлечен идеей М.К.Тенишевой об организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсов для учителей рисования. К лучшими произведениям художника относятся многие портреты Тенишевой.

Усадебный парк заложен в начале XIX века и реконструирован при участии М.К.Тенишевой в 1890-х годах. Он невелик по площади, всего 9 гектаров. В плане представляет собой вытянутую вдоль берега фигуру, заключенную между застройкой села и Десной. Начинаясь у сельской площади, от стен бывшей Преображенской церкви, построенной Фаддеем Тютчевым в 1763 году, парк спускается по крутому склону берега к водному зеркалу Десны. Натурные исследования парка, проведенные в 1960-70 годах заслуженным архитектором РФ В.Н.Городковым, позволили дать архитектурный анализ территории, выявить особенности и достоинства ландшафта, наметить пути его восстановления. В книге «Очерки архитектура Брянского края» (2006) В.Н.Городков пишет: «…планировка парка смешанная и состоит из двух зон: регулярной и ландшафтной. Зоны определены рельефом местности. Верхняя зона, где располагается часть парка и остатки усадьбы, имеет регулярную планировку. Композицию парка «держит» поперечная аллея. Она связывает «Железные ворота» входа в парк с сельской площади и берег Десны с некогда бывшей там пристанью катеров. Перед усадебным домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины, через фруктовый сад, устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке. Дом был открыт в сторону сельской площади парадным «зеленым залом» — окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы в грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну. Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался «рыбный пруд» (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Внимательно посмотрев на план парка можно убедится, что его композиция логично сочетает регулярные устройства с «натуральными», четкие прямые аллеи, «зеленые залы» и «кабинеты» — с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции — это упомянутый выше «зеленый зал» цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял «Летний дом». Справа от партера располагались службы и фруктовый сад. Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома. Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям — однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской. Хотылевский парк — это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и «окнами» в зелени на реку и заречье, направляя внимание на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки «Летнего дома» открывался вид сверху на «рыбный пруд», нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки. Аллея лестницы торжественно показывает Десну «в упор» на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

«Все воображение, а главное энергия, которую я вложила в создание Хотылева и широкая деятельность моя в Бежице не могли уже более замереть во мне. Прилив здоровых сил снова и снова толкал меня к новому творчеству, к новому труду», — писала в своих «Впечатлениях моей жизни» Мария Клавдиевна Тенишева. Результатом ее творческого труда было создание прекрасного уголка на Брянской земле. Что и было выполнено. Парк является весьма неплохим и единственным в области парком внешних видов. Расположенный на склонах берега, он сочетал в себе планировочные приемы далекой эпохи русского барокко и более близким нам свободно-ландшафтным характером, размещением дорог, площадок и озеленения». К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. В глубоких зарослях парка еще пленяет взор руина арочного кирпичного моста через овраг, завораживают взгляд путешественника огромные туи и липы, ажурная решетка главного паркового входа, но с трудом отыскивается место высохшего рыбного пруда, видны еще остатки некогда великолепного лестничного каскада к Десне… Время вспомнить об усадебном парке пришло лишь в 1960-е годы, когда заслуженным архитектором России В.Н.Городковым впервые был обследован памятник ландшафтного искусства на берегу реки Десны, составлен его обмерный чертеж (книга «Очерки архитектуры Брянского края) и ландшафтно-планировочное описание. В 1983 году В.Н.Городков опубликовал очерк посвященный усадьбе и вплоть до своего ухода из жизни постоянно выступал в защиту парка…

Поперек аллеи, примерно в середине ее, располагался усадебный дом, который являлся планировочным центром всей территории. Одноэтажный и нарядный, он был построен во второй половине XIX столетия в духе загородных итальянских вилл эпохи Возрождения (с налетом той провинциальной декоративности, которой отличались западноевропейские постройки третьей четверти XIX века и которая давала повод называть этот стиль «венским ренессансом»). Дом проектировал архитектор Н.Д.Прокофьев под непосредственным влиянием М.К.Тенишевой. М.К.Тенишева вспоминает: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная церковь елизаветовских времен. Чтобы сохранить гармонию, пришлось построить дом приблизительно в том же стиле».

* * *

Николай Дмитриевич Прокофьев (1866-1913 год) в 1895 году окончил Императорскую Академию художеств с золотой медалью и получил звание классного художника первой степени по архитектуре. Это дало право быть отправленным за границу для усовершенствования в искусстве и изучения памятников архитектуры за счет казны («пенсионером», как говорили тогда). В результате двухлетней работы по обмерам Венецианского дворца дожей Прокофьев представил совету Академии блестяще выполненные чертежи, за которые был удостоен звания академика архитектуры. Еще раньше, с 1890 года, будучи студентом Академии художеств, Прокофьев работал на постройках Валаамского монастыря. Он самостоятельно произвел расчеты сводов и куполов Преображенского собора — главного здания монастырского ансамбля и представил их по курсу теории сводов. В результате этой работы им получено разрешение на проектирование и осуществление внутренней отделки собора. В 1897 году по проектам Прокофьева была построена в Тихвинском скиту церковь Тихвинской Богоматери на острове Вощаном, а в 1904 году на острове Святого Германа церковь Александра Невского. Н.Д.Прокофьев был членом общества акварелистов. Им создана серия акварелей посвященных Валааму. Ныне, построенные по проектам академика Прокофьева собор, храмы и другие сооружения на Валааме реставрируются, и Валаамскому ансамблю вновь придают былой блеск и величие. Хотылевский дом был сожжен во время войны.

Некогда над зеленым морем парка доминировал объем церкви Преображения Господня. Однако в 1934 году храм утратил свои изящные формы и долгое время находится в руинном состоянии. Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева». Раньше храм имел два алтаря – один во имя Преображения Господня и другой в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1895 году приделы соединены. Стиль архитектуры этого редкого для нашего края памятника — Елизаветинского периода русского барокко — пышный, романтичный и трогательный. Обилие пилястр, витиеватых обрамлений, раскреповок, многопрофильных карнизов, закругленных рустованных углов и криволинейных стен, игра светотени в филенках и нишах придают памятнику большую пластичную нарядность и живописность, характерные для этого веселого и радостного стиля. Изысканный в пропорциях главный восьмерик храма был завершен купольной крышей. Четыре люкарни световых проемов, как ожерелье, обрамляли ее. Округло изогнутые грани крыши плавно переходили в основание еще одного светового барабана, стройного и изящного, устремленного вверх. Его четыре узких окна отвечали окнам люкарен. Он нес красивую, в форме вазы главу, на острие короткого шпиля увенчанную золоченым крестом. Таких же изящных форм была и колокольня, возвышавшаяся над западной частью церкви. В 1899 году Тенешевы продали Хотылевское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года, а сами перебрались в Талашкино (Смоленская губерния), купленное еще в 1893 году у подруги Марии Клавдиевны — Екатерины Святополк-Четвертинской. С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылево, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылево, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, пароходы на Десне стали лишь прекрасным воспоминанием… В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенешевых, церковь так же многое утратила в своем обличии…

Источник информации:
1. Городков В.Н., Очерки архитектуры Брянского края. – Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 240 с., илл.
2. Городков А.В., Дубровский А.М., Кеня И.А., «Мария Тенишева: духовное наследие в Брянском крае». – Брянск, 2008. – 20 с., илл.
3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. – М.: Наука, 1998 – 640 с.
4. http://www.scilib.debryansk.ru – Брянская областная библиотека имени Ф.И.Тютчева. Проект «Исторические и памятные места Брянской области»

» Фотоальбом | 1 | «

va-brk.narod.ru

Хотылевский археологический комплекс — Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева

В районе села Хотылево располагается плотный куст археологических памятников, заполняющих хронологический интервал от древнего палеолита до Древней Руси включительно. Есть здесь и средневековое городище, и древнеславянские и праславянские селища, и городище раннего железного века, и стоянки эпохи бронзы, неолита и мезолита. Однако, наиболее примечательными памятниками этого участка долины Десны, получившими всемирную известность, являются палеолитические стоянки Хотылево 1 и Хотылево 2, открытые и исследовавшиеся брянским археологом Ф.М.Заверняевым.

Стоянка Хотылево 1 является одним из древнейших памятников археологии в бассейне Десны и в центре Русской равнины и относится к эпохе Микулинского межледниковья. Жившие здесь неандертальцы оставили многочисленные кремневые орудия (бифасы, остроконечники, скребла, ножи и др.) и следы их производства, кости ископаемых животных, залегающие в древних речных отложениях. Протяженность местонахождения — свыше 1 к м. вдоль берега Десны.

Стоянка Хотылево 2 (Кладбищенская балка) относится к развитой поре верхнего палеолита. Ее основной культурный слой датируется временем 23.000-24.000 лет назад и содержит остатки жилых комплексов: жилищ, очагов, хозяйственных ям. Среди находок — кремневые орудия (ножи, скребки, резцы, наконечники, острия, изделия с притупленным краем и др.), костяные изделия (шилья, наконечники, лопаточки из ребер, заготовки орудий и поделок, украшения). Наиболее значимые находки — древнейшие на Русской равнине произведения искусства — статуэтки из бивня мамонта, большая часть которых изображает беременных женщин. Это так называемые «палеолитические венеры». Ближайшие аналогии материалам Хотылево 2 известны на памятниках центральной Европы,относящихся к так называемому граветтийскому эпизоду. Необычайно богата ископаемая фауна стоянки, включающая мамонта, северного оленя, волка, песца, птиц, лемминга и иных животных. Новейшие исследования (К.Н.Гаврилов) подтвердили предположения о том, что помимо основного культурного слоя на территории стоянки имеются следы пребывания человека в более ранний и поздний период верхнепалеолитической эпохи.

Кроме стоянок Хотылево 1 и 2 в районе Хотылево известен еще ряд палеолитических памятников, число вновь открытых древних стоянок постоянно растет. Исследования памятников окрестностей с.Хотылево проводили и проводят Ф.М. Заверняев, А.К. Амброз, П.Н. Третьяков, А.С. Смирнов, Е.А. Шмидт, К.Н. Гаврилов, Е.А. Шинаков, А.А. Чубур.


  • Абрамова З.А. Особенности сюжетного искусства в палеолитических памятниках Верхней Десны //Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 18-20.
  • Археологическая карта России: Брянская область/Авт.- сост. А.В. Кашкин. — М., 1993.- С. 36-39.
  • Береговая Н.А. Палеолитические местонахождения СССР. — М.- Л., 1964. — С. 31, 67.
  • Гаврилов К.Н., Воскресенская Е.В. Новые исследования верхнепалеолитической стоянки Хотылево II//Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 23-25.
  • Заверняев Ф.М. Зарубинецкие памятники Верхнего Подесенья//Древние славяне и их соседи. — М., 1970. — С. 23.
  • Заверняев Ф.М. Нижнепалеолитическое местонахождение у с. Хотылево на Десне//Палеолит и неолит СССР. — Л., 1971. — Т. 6. — С. 173-178.
  • Заверняев Ф.М. Памятники каменного века в районе с. Хотылево на Десне//Бюллетень комиссии по изучению четвертичного периода. — М.: Наука, 1972. — №39. — С. 89-98.
  • Заверняев Ф.М. Хотылевское нижнепалеолитическое местонахождение. — Брянск: Брян. рабочий, 1961. — 28 с.: ил.
  • Заверняев Ф.М. Хотылевское палеолитическое местонахождение. — Л.: Наука, 1978. — 123 с.: ил.
  • Памятники истории и культуры Брянщины. — Брянск, 1970. — С. 58-103.
  • Памятники земли брянской: Спец. вып. журн. «Блокнот агитатора» (Брян.). — 1981. — №21-24. — С. 110.
  • Полозов В. Ветры времен//В стороне Деснянской. — Тула, 1988. — С. 156-161.
  • Праслов Н.Д. Об одной головке женской статуэтки из Хотылево или к вопросу о портрете в палеолитическую эпоху//Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 21-22.
  • Селезнев А.Б. Технология первичного расщепления стоянки Хотылево II//Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 25-28.
  • Тарасов Л.М. Мустьерские стоянки Верхней Десны//Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 15 — 18.
  • Третьяков П.Н. Древности второй и третьей четверти 1 тыс. н.э. в Верхнем и Среднем Подесенье//Раннесредневековые восточнославянские древности. — Л., 1974. — С. 50-51.
  • Чубур А.А. Мезолитические памятники окрестностей села Хотылево Брянской области//Песоченский историко-археологический сборник/Киров. ист.- краевед. музей (Калуж. обл.). — Киров, 1997. — Вып. 3. Ч. 1.: Археология. История промышленности и ремесел. — С. 8-13.
  • Чубур А.А. О мамонтах с верхнепалеолитической стоянки Хотылево II: (По материалам раскопок Ф.М. Заверняева в 1969-1981 гг.) //Деснинские древности. — Брянск, 1995. — С. 28-30.
  • Чубур А.А., Головачева И.В., Тимошкин В.М. Хищники, жвачные и непарнопалые с верхнепалеолитической стоянки Хотылево-2 Брянской области//Песоченский историко-археологический сборник/Киров. ист.- краевед. музей (Калуж. обл.). — Киров, 1997. — Вып. 3. Ч. 1.: Археология. История промышленности и ремесел. — С. 14-20.
  • Чубур А.А., Токарева И.В. История изучения Хотылевско-Бетовского палеолитического района//Песоченский историко-археологический сборник/Киров. ист.- краевед. музей (Калуж. обл.). — Киров, 1997. — Вып. 3. Ч. 1.: Археология. История промышленности и ремесел. — С. 21-26.
  • Шмидт Е.А., Заверняев Ф.М. Археологические памятники бассейна Верхней Десны//Материалы по изучению Смоленской области. — Смоленск, 1959. — С. 216-218.

libryansk.ru

Село Хотылёво

Краткая информация о Хотылёво

Регион: Брянская область

Район: Брянский район

Тип: село

GPS координаты: N 53° 20′ 17.16″ E 34° 7′ 15.96″

Телефонный код: 43842 (4832)   Как позвонить из других стран

Автомобильный код: 32

Почтовый индекс: 241513

Текущее время в: 05:21

Разница во времени с Москвой: 0 ч.

Фотографии Хотылёво

Добавить фото

Были в Хотылёво и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Хотылёво и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Хотылёво со смартфонов на сайт!

Сувениры из Хотылёво

Добавить сувенир

Были в Хотылёво и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Хотылёво! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Хотылёво со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Хотылёво. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос Все вопросы

Предыдущий вопрос Cледующий вопрос

людмила Задал(а) вопрос о Хотылёво О наличии С/Х техникума Вопрос написан 21.01.2016

Поблагодарить

Есть ли в Хотылеве сельско-хозяйственный техникум. Его адрес.

www.komandirovka.ru

Россия, Брянская область, Хотылево. — Мои статьи — Каталог статей

Недалеко от города Брянск, находиться удивительное место, имя которому Хотылево.
Конечно же, многие не осознавая того, знают что это за место.
Именно там, Врубелем, была нарисована его знаменитейшая картина «Пан»
Постройки/Историческая справка
В Хотылёво с 17 века существовала деревянная Никольская церковь, которая была сожжена во время «смуты» и в дальнейше неоднократно перестраивалась.
А в 18 веке (1759-63годах) на средства помещика Фаддея Тютчева был построен храм Преображения Господня.
В 1892 году Хотылёво было куплено князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым для своей второй жены Марии Клавдиевны. Парк, заложенный ещё в начале 19 века был перепланирован и благоустроен: по его главной оси была сооружена гранитная лестница, спускавшаяся к Десне; разбиты аллеи; через овраги переброшены 2 каменных арочных моста.
 В 1899 году Тенешевы продали Хотылёвское имение графине Марии Николаевне Граббе, которая и владела им вплоть до 1917 года.
 С 1905 года, народные волнения затронули и Хотылёво, был сожжен летний дом имения, в церкви во время службы разбросаны антиправительственные листовки. Россия, а вместе с ней и Хотылёво, вступила в новую эпоху, а тенистые парки, красивые дома, параходы на Десне стали прекрасным воспоминанием… В 1943 году, во время освобождения Брянской области от немецко-фашистских захватчиков, немцы взорвали дом Тенешевых, церковь так же многое утратила в своём обличьи..
взято с  http://muzey5.narod.ru/usadba.html

Итог
Поездка запомнилась на ура.
Не смотря на некоторые трудности, которые мешали нам добраться, мы благополучно оттуда выбрались. Слава Богу, находиться усадьба в полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны. Через которую, кстати, перекинут старенький, но крепкий висячий мост.
В общем… немерянное удовольствие от размаха и красоты. Хотылёво пропитано удивительной и (даже так!) пикантной историей.
Местность находиться в заброшенности, сколько местые жители не подавали заявку на реставрацию — все бесполезно….Но именно это и приводит в восторг! Потрепанность времени, такое удивительное место делает только более чувственным и интересным.
На территории Хотылево находиться еще несколько заброшенных построек, историю которых я пока честно не изучила.
Но, всё ещё впереди.

ebenya.at.ua

Хотылево брянская обл — Все карты мира

Усадьба Тенишевых в Хотылёво (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, несмотря на удаленность от города и, тем более, от обеих столиц, была своеобразным провинциальным центром культурной жизни в 19 веке. 300 лет ею владели Тютчевы, а в 1888 г. поместье купил князь В. Н. Тенишев. Это был разносторонний и очень энергичный человек: он участвовал в организации и развитии современного Брянского машиностроительного завода, городского этнографического общества, написал несколько книг и научных работ.

Супруга князя, Мария Клавдиевна коллекционировала предметы прикладного искусства, основала Смоленский музей, мастерскую в Талакшино, сама была художником и меценатом, общалась со многими известными художниками, которые приезжали в усадьбу. Часть своей коллекции она передала Московскому археологическому музею. В 1903 г. Тенишевы продали усадьбу, а в 1905 она сильно пострадала от революционно настроенных местных крестьян.

М. А. Врубель в Хотылёво писал «Пана», И. Е. Репин создал несколько рисунков и этюдов — эти картины сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Что посмотреть

Основная часть усадьбы — парк площадью 0,09 кв. км, разбитый в начале 19 века и благоустроенный под руководством хозяйки. Он тянется вдоль берега Десны, отделяя его от сельских домов, и разделен на две части: верхнюю регулярную, где стоят хозяйственные постройки и Преображенская церковь, и нижнюю ландшафтную с вековыми деревьями и гранитной лестницей к реке.

Верхняя часть парка засажена липами, хотя раньше представляла собой сложную композицию из цветов, кустарников и деревьев. Нижняя — более разнообразна, она буквально утопает в лиственной и хвойной зелени.

Вход в парк — с центральной площади села через «Железные ворота». От них к берегу ведет аллея, посередине которой стоял барский дом, но его сожгли немцы во время Второй Мировой войны, остались только лестницы веранд. Раньше через овраг было перекинуто несколько арочных мостов, сохранился только один.

Преображенская церковь, построенная еще в 1763 г. при Тютчевых, сейчас обветшала и выглядит удручающе. Она не очень похожа на обычные храмы: нет ни куполов, ни сводов, колокольня разрушена. Раньше храм поражал барочным декором — как внешним, так и внутренним. Сохранились остатки лепнины, которые только частично отражают былое великолепие.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Брянский район, с. Хотылёво.

Село находится в 20 км от Брянска. Сюда ходят автобусы и маршрутные такси, но их остановка примерно в 1 км от усадьбы, поэтому лучше попросить водителя высадить чуть раньше.

karta.uef.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *