Богоявление нижегородская область – Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление

Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ

1666 г. – упоминается в архивных документах деревня Инелей, в дальнейшем село Богоявление.

1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.

1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.

1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.

1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.

1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.

1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана

1822 г.

 – староста Евдокимов от имени помещика села князя Г.А. Грузинского пишет прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о помощи в строительстве и получил одобрение владыки.

1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.

Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.

1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».

1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.

1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.

1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.

1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.

1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.

1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.

1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.

1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.

1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.

1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.

1991 г.

 – владыка Алексий I сопровождал мощи Серафима Саровского и останавливался в Богоявлении около церкви. Он обратился с приветственным посланием и благословением.

2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.

2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий  музей.

2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.

 

Просмотры (1625)

krest.nnov.ru

Нижний Новгород | Легенды и были села Богоявление — БезФормата

В  селе под названием Богоявление, что на  половине пути от  Нижнего к  Арзамасу, восстанавливается церковь. Трехпрестольная. Внутри еще почти пустая  — идут строительные работы. Но  уже и  службы идут. Так вот эта сельская церковь Богоявления Господня создана по  проекту Монферрана!

Красивыми преданиями овеяно село Богоявление. Было оно зажиточное, многолюдное. В  советские годы  — с  большой прослойкой интеллигенции: бывших дворян и  священнослужителей, которых укрыла от  тяжких судеб российская глубинка. Богато украшенной была и  сельская церковь.

В  стародавние времена в  местечке Инелей, заселенном после покинувшей его мордвы русскими, пошла однажды на  ключ крестьянка. Наклонилась воды набрать и… увидела в  хрустальной студеной воде на  мгновение Божий Лик. У  того ключика и  построили тогда, еще в  1680 году, первый, деревянный, храм Богоявления Господня. А  село стало зваться Богоявлением.

В  1799 году случился первый пожар. Деревянная церковь горела, потом восстанавливалась, и  еще не  однажды охватывал ее  огонь… Последнее, каменное, творение храма Богоявления Господня сооружено было по  монферрановскому проекту.

«Если кто из  вас видел Богоявленскую церковь села Богоявление, что стоит рядом с  дорогой Горький  — Саранск, в  прежнем ее  виде, тот не  мог не  любоваться ее  красотой, ее  архитектурным исполнением, росписью картин из  жизни святых и  великомучеников, ее  иконами, каждая из  которых представляла собой шедевр искусства художников прошлых веков, мастеров-строителей и  поделочников.

На  пятьдесят километров вокруг была видна она как корабль среди моря лесов, полей и  лугов, олицетворяя собой многоукладность жизни Руси, ее  красоту и  мощь. И  что мы  видим сейчас?.. Без следа исчезли и  богатейшая библиотека, и  бесценные иконы, что вывозились неизвестно кем и  якобы в  музеи страны,  — читаем у  богоявленского старожила. —  Участь храма была предрешена, как и  участь многих тысяч других церквей».

Сельчане любили свой храм. Тяжело переживали в  годы революции и  гражданской войны его разорение и  готовящееся закрытие.

Уникальные архивные материалы по  истории храма собрала директор церковно-исторического музея села Богоявление Римма Хадиатовна Тоболкина. Увлеченная своей деятельностью, она с  удовольствием делится всем, что ей  известно, с  посетителями музея.

«Многоуважаемый Иван Терентьевич,  — обратился к  советскому уполномоченному по  делам религий Морозову 13 ноября 1918 года священник Богоявленской церкви Рафаил Певницкий. —  Будьте добры объяснить сему подателю о  затруднениях, встречающихся в  описи церковного имущества. Какая форма описи? Неужели переписывать все иконы? Или чохом их  отметить? Неужели записывать все лампады и  лампадки, не  представляющие ни  ценности особенной, ни  особенного искусства? А  старые ризы, не  представляющие никакой ценности? Куда отнести часовни в  память убиенного Александра II  и  погибших в  Японии? Куда их  записывать? Как считать кладбища  — церковным имуществом или нет?»

13 декабря Морозов ответил: «Батюшка, нужно описывать всё имущество, без исключения. А  если что думаете исключить, то  под Вашу ответственность. Кладбища, церковные земли и  дома, безусловно, входят в  состав имущества».

Заниматься крестьянством в  Богоявлении стало невыгодно: хлеба не  хватало до  нового урожая. И  начали мужики осваивать ремесла и  уходить в  город на  заработки  — на  сезонные работы малярами, штукатурами, каменщиками. Шли на  заводы, на  лесопилку, гнули дуги, ободья для колес, делали сани. В  селе с  весны до  осени оставались одни женщины да  дети.

Противостоять поэтому разграблению церкви в  1922 году было некому. И  в  тот день, когда советские уполномоченные пришли изымать церковную утварь, статная, крепкая, похожая, как рассказывают, на  кустодиевскую русскую красавицу Дуня Панова собрала по  дворам и  соседним деревням баб. И  образовали они у  церковных ворот непроходимую преграду, никого из  новых властей к  храму не  подпустили. Шумели, да  еще кричала бойкая Евдокия, что наказывать надо тех, кто посягает на  церковное имущество, калечит древние иконы, сдирая с  них ризы.

Особенно охранять призывала Дуня старинное, с  украшенным дорогими каменьями, золотом и  серебром Напрестольное Евангелие. Все прихожане наизусть знали вывешенный в  храме текст, сопровождавший подарок, пожалованный «1680 года октября в  21-й день» братом Петра Первого: «Сие святое Евангелие великий государь царь и  великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и  Малыя, и  Белыя России самодержец, пожаловал Нижегородскому уезду Терюшевския волости в  новую церковь к  Богоявлению Господа, и  Бога, и  Спаса нашего Иисуса Христа в  село Богоявленское. И  буде кто сие святое Евангелие от  церкви Богоявления Господня отлучит или украдет, по  преданию святых апостолов, святых отец, да  будет проклят».

Арестантский дом

Не  позволили войти в  храм ни  уполномоченному, ни  милиционеру, ни  сельсоветовским властям богоявленские прихожанки. Но  Дуню вскоре арестовали. И  пошли в  уездные инстанции заявления и  письма, обличающие молодую женщину в  том, что она «замечена в  контрреволюционном действии», и  посему пришлось-де «гражданку Панову Е. арестовать и  препроводить под строгим конвоем в  Нижегородский уездный арестантский дом для содержания под стражей».

8 июня 1922 года Богоявленский сельсовет вместе с  обвинительным актом «препровождает в  Тепелевский волостной отдел Гражданского управления гражданку села Богоявление Евдокию Ивановну Панову как вносящую дезорганизацию в  селе…

Такие злостные личности, как Панова, безнаказанными быть не  могут… Тов. Панова, 32 лет, девица, имущественное положение  — середняк, к  числу крестьянской темноты принадлежать ни  в  коем случае не  может  — она хорошо грамотная, и  агитация ее  сознательная».

Реввоентрибунал

Дуня уже не  просто в  арестантском доме: «1922 года августа 26 дня» председатель Особой сессии нарсуда по  Нижегородскому уезду, «принимая во  внимание, что Панова обвиняется в  возбуждении населения к  сопротивлению исполнения постановлений правительства об  изъятии церковных ценностей…», препровождает ее  и  заведенное на  нее дело в  Реввоентрибунал. И  завершиться это может чем угодно  — от  высылки без права переписки до  расстрела.

Село взбудоражено. Церковные ценности правдами и  неправдами всё равно уже вывезены. И  богоявленцы озабочены тем, как спасти свою односельчанку. Священник Певницкий обращался все три месяца ее  ареста во  все возможные инстанции, пытаясь защитить отважную прихожанку, но  безрезультатно. И  вот Церковный совет (ложь во  спасение!) пишет в  Нижний Новгород:

«Настоящим удостоверяем, что Евдокия Панова по  обвинению ея  в  агитации противу отбора церковного имущества при приезде уполномоченнаго по  изъятию имущества товарища начальника милиции Сабанова не  наносила никаких оскорблений в  его адрес. И  никаких бунтовских восстаний и  агитации к  таковому с  ее  стороны не  было, в  чем и  удостоверяет церковный совет Богоявленской церковной общины верующих».

Божьего гнева убоясь…

К  чести уполномоченного и  начальника милиции, руководителей Богоявленского сельсовета, они то  ли под воздействием сограждан и  священника Рафаила Певницкого отзывают свои требования призвать Дуню Панову к  ответу, то  ли просто не  настаивают больше на  наказании, то  ли, Божьего гнева убоясь, не  подтверждают «контрреволюционности» односельчанки. И  «1922 года сентября 11-го дня следователь Нижгубревтрибунала» выносит постановление:

«Из  имеющегося в  деле удостоверения церковного совета видно, что никакого противодействия изъятию ценностей, а  также и  агитации со  стороны Пановой не  было. Это обстоятельство подтверждается еще и  тем, что от  уполномоченного по  изъятию ценностей, которого якобы гр. Панова призывала убить, никаких жалоб и  заявлений по  существу дела не  поступало…

На  основании вышеизложенного и  принимая во  внимание, что фактически никакого противодействия со  стороны гр. Пановой не  усматривается, что изъятие церковных ценностей в  Нижегородском уезде вообще и  в  селе Богоявленском в  частности давно уже закончено, постановляю: настоящее дело, за  отсутствием в  действиях обвиняемой состава преступления представить в  коллегию трибунала на  прекращение, освободив Панову из-под стражи. Следователь Нижгубревтрибунала Шолохов».

«Если  бы побольше было таких Дунь Пановых, не  молчали  бы семь десятилетий православные храмы России»,  — завершает свое повествование Римма Тоболкина.

nnovgorod.bezformata.com

Село Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области

Фотографии Богоявления

Добавить фото

Были в Богоявлении и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Богоявления и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Богоявления со смартфонов на сайт!

Сувениры из Богоявления

Добавить сувенир

Были в Богоявлении и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Богоявление! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Богоявления со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Богоявление. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

www.komandirovka.ru

Богоявление (Дальнеконстантиновский район) Википедия

Дома в селе с трассы p158, 2016 год

Богоявление — село в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Административный центр Богоявленского сельсовета.

Этимология

Историческое название — Инелей происходит от эрзянских слов «ине» — «большой» и «лей» — «овраг, ручей»[2]. После открытия в первой четверти XIX века в селе Богоявленской церкви, главный престол которой освящен в честь Богоявления Господня название сменилось на Богоявленское, а впоследствии на нынешнее — Богоявление.

География

Находится в 7 км от Дальнего Константинова и в 56 км от Нижнего Новгорода[3].

История

В «Списке населенных мест» Нижегородской губернии по данным за 1859 год значится как владельческое село Богоявленское при речке Пичесе в 58 верстах от Нижнего Новгорода. В деревне насчитывалось 165 дворов и проживало 954 человека (445 мужчин и 509 женщин). В селе располагалась становая квартира, имелась церковь, училище и базар[4]. В национальном составе населения преобладали терюхане[5].

Достопримечательности

Действующий Храм в честь Богоявления Господня 1826 года постройки по проекту Огюста Монферрана[6].

  • Храм в 2013 году

  • Колокольня храма в 2016 году

Население

Численность населения
2002[1]2010[1]
1023↘944
Национальный состав

Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 92 % из 1023 человек[7].

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Церковь в честь Богоявления Господня с. Богоявление

Первоначальная, деревянная церковь была построена в 1762 г. Храм каменный, с каменной колокольней, построен и освящен 1826 г., тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов три: центральный, в холодном храме – в честь Богоявления Господня (19 января), освящен в 1846 г., в правом теплом приделе – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г., в левом – в честь Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен в 1830 г. В 1902 г. были построены трапезная и церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли. Приходу принадлежали дома, построенные тщанием прихожан: дом священника – в 1860 г., дом диакона – в 1913 г.

К Приходу были приписаны часовни:

— в память чудесного избавления Его Императорского Величества Государя Николая Александровича от грозившей 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности;

— в память мученической кончины Императора Александра II.

В Приходе состояли: с. Богоявление, д. Сарадон, д. Учеватиха, д. Льготка, пос. Кузнецово.

Священнослужителями Прихода были:

— с 1819-1857 гг. — иерей Григорий Петрович Петров;

— с 1857-1860 гг. — иерей Петр Петрович Певницкий;

— с 1860-1888 гг. — иерей Иоанн Иоаннович Кротков;

— с 1888-1919 гг. — иерей Рафаил Алексеевич Певницкий.

В 1936 г. храм был закрыт, в 1937 г. — разрушен. С 1945 г. храм не использовался из-за не пригодности. В 1989 году храм был возвращен Нижегородской епархии, а в 1993 г. в нем возобновились богослужения. Храм зарегистрирован как памятник истории и культурного наследия.

Во исполнение постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (2-5.02.2013г.), основываясь на «Программе обеспечения мест для молитвы в населенных пунктах Нижегородской Епархии и формирования территориального принципа организации Приходов» настоящим благословляется:

— определить границы Прихода церкви в честь Богоявления Господня с. Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в пределах следующих территориальных образований Дальнеконстантиновского района: с. Богоявление, д. Малая Поляна, д. Хмелевая Поляна, с. Гремячая Поляна, д. Белая Поляна, п. Александровка;

— возложить ответственность за полноценное вовлечение в церковную жизнь жителей всех без исключения населенных пунктов в границах Прихода, регулярное отправление богослужений в местах для молитвы на настоятеля Прихода церкви в честь Богоявления Господня с. Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

nnhram-142.cerkov.ru

Дорога к храму — «Нижегородская коллекция»

По пути из Нижнего Новгорода в Арзамас находится село Богоявление с монументальным храмом. По легенде само название села — Богоявление — связано с  русскими поселенцами в мордовской деревне Инелеи:  рассказывают, что крестьянка пошла за водой на ключ, там ей был явлен лик Иисуса Христа, на этом самом месте  в 1680 году и была построена первая деревянная церковь, а место стало носить имя —  Богоявленское.

[metaslider id=218]

Каменный храм в селе Богоявление был возведен в 1826 году «тщанием князя Георгия Александровича Грузинского и прихожан» в честь победы Русского воинства в войне с Наполеоном 1812 года. Князь Грузинский — потомок грузинского царя Вахтанга VI, который отправил своего сына и родню в Россию, чтобы спасти их от турок. Петр I подарил царевичу Терюшевскую волость (ныне Дальне-Константиновский район), село Лысково и земли в Богородском уезде. Когда началась война с Наполеоном, Нижегородское Дворянское собрание выбрало Князя Грузинского предводителем Нижегородского ополчения. Большая Столбовая дорога (Арзамасский тракт), проходившая через Богоявление, была свидетелем перехода ополченцев из Нижнего Новгорода в Арзамас, а позднее по ней потянулись обозы с тяжелоранеными и пленными. Умерших от ран, в пути хоронили на сельских погостах. По утверждению старожилов были такие захоронения и в Богоявлении возле первой церкви. Когда мимо церкви проезжала карета с раненым генералом, он показал рукой на самое высокое место и сказал, что церковь должна быть на возвышении. Каменный храм возвели уже выше деревянного, а место для его строительства выбирал сам барин. В Нижегородском архиве хранится документ, где староста села — Евдокимов, — от имени Князя Грузинского написал всепокорнейшее прошение на имя Епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея о разрешении использовать кошельковую сумму на строительство новой каменной церкви, на что получил положительный ответ, датируемый 17 июля 1822 года. Авторство проекта приписывают петербургскому зодчему О. Монферрану. Г.А. Грузинский, то время в очередной раз возглавлявший Дворянское собрание, был знаком со знаменитым французом. Как известно, О. Монферран представил на рассмотрение комиссии по строительству Старо-Ярмарочного собора два проекта. Один был построен. В пользу причастности О. Монферрана к проекту Богоявленского храма говорит большое сходство Богоявленского со Старо — Ярморочным. Богоявленский храм на всем пути следования от Нижнего Новгорода до Арзамаса является самым монументальным сооружением с колокольней высотой 47 метров. Расписывать храм начали в 1879 году. Первоначальная роспись сделана художником Арзамасской Ступинской школы Александром Шмидтом, а потом подчищена и подновлена его учеником Иваном Васильевичем Полидорским. К храму были приписаны две часовни — одна в память трагической кончины Александра II, вторая — в память счастливого избавления от смертельной опасности в Японии Императора Николая II была возведена по инициативе и непосредственном участии пристава села Богоявления А.Н. Быкова в 1892году.
Частично сохранилась опись церковного имущества за 1918 год, в которой сказано, что на звоннице имеется 7 колоколов. В 1922 году в село приехал уполномоченный по изъятию церковных ценностей, но жительница села 32-х летняя Евдокия Панова собрала большую толпу верующих против этой акции. Панову арестовали, дело передали в ревтребунал.
На защиту своей прихожанки активно встал Церковный совет, ее отпустили, но репрессии продолжались. В 1932 году арестовали старосту А.В. Потапову и секретаря Церковного совета А.Ф. Фитингову и приговорили соответственно к 5 и 3 годам лишения свободы. В 1937 году арестовали священника П.П. Кряжева и дьякона И.П. Лабутова. Их расстреляли. Монахинь, живших в селе, также отправили в лагеря. Церковь закрыли. Некоторые иконы спасли от уничтожения верующие села — их попрятали по домам…
Храм через несколько лет после закрытия представлял собой печальное зрелище. Вот что увидел в 70-х годах ХХ века краевед Н.А. Лушин, он писал, что в углу храма в большой куче лежали церковные книги, книги больших размеров с записями были в ужасном состоянии — загаженные птицами, не раз политые дождем через провалившуюся кровлю, кругом было запустение и разруха. Он попросил присутствующих двух мужчин отдать ему часть сохранившихся книг, но ему отказали. В последствие все книги и документы сгорели на пожаре.
В 1989 году началось восстановление храма Богоявление Господня. В 2000 году ему присвоили статус памятника архитектуры регионального значения. Сохраненные реликвии возвратились в храм. Вот некоторые из них: Деревянный крест Голгофа — «Сей крест писан в Арзамасской Алексеевской общине 1893 года октября 21»; точная копия чудотворного образа «Знамение Пресвятой Богородицы», прославленного 14 мая 1893 года в Серафимо — Понетаевской обители Нижегородской губернии Арзамасского уезда — настоящий образ и копия написаны в этой обители.
В 2013 году Богоявленский храм стал Архиерейским подворьем. При храме создан небольшой музей, все экспонаты собрали неравнодушные жители Богоявления при активном участии прихожанки храма Риммы Хадиатовны Таболкиной.

Телефон: 8(831)68 3 46 23
Руководитель церковно-краеведческого музея Р. Х. Таболкина

collection-nn.ru

Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление / Монастырский вестник

1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.

1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.

1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.

1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.

1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.

1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана

1822 г. – староста Евдокимов от имени помещика села князя Г.А. Грузинского пишет прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о помощи в строительстве и получил одобрение владыки.

1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.

Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.

1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».

1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.

1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.

1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.

1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.

1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.

1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.

1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.

1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.

1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.

1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.

1991 г. – владыка Алексий I сопровождал мощи Серафима Саровского и останавливался в Богоявлении около церкви. Он обратился с приветственным посланием и благословением.

2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.

2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий  музей.

2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.

monasterium.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *