Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ
1666 г. – упоминается в архивных документах деревня Инелей, в дальнейшем село Богоявление.
1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.
1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.
1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.
1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.
1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.
1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана
1822 г.
1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.
Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.
1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».
1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.
1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.
1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.
1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.
1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.
1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.
1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.
1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.
1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.
1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.
1991 г.
2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.
2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий музей.
2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.
Просмотры (1625)
Нижний Новгород | Легенды и были села Богоявление — БезФормата
В селе под названием Богоявление, что на половине пути от Нижнего к Арзамасу, восстанавливается церковь. Трехпрестольная. Внутри еще почти пустая — идут строительные работы. Но уже и службы идут. Так вот эта сельская церковь Богоявления Господня создана по проекту Монферрана!
Красивыми преданиями овеяно село Богоявление. Было оно зажиточное, многолюдное. В советские годы — с большой прослойкой интеллигенции: бывших дворян и священнослужителей, которых укрыла от тяжких судеб российская глубинка. Богато украшенной была и сельская церковь.
В стародавние времена в местечке Инелей, заселенном после покинувшей его мордвы русскими, пошла однажды на ключ крестьянка. Наклонилась воды набрать и… увидела в хрустальной студеной воде на мгновение Божий Лик. У того ключика и построили тогда, еще в 1680 году, первый, деревянный, храм Богоявления Господня. А село стало зваться Богоявлением.
В 1799 году случился первый пожар. Деревянная церковь горела, потом восстанавливалась, и еще не однажды охватывал ее огонь… Последнее, каменное, творение храма Богоявления Господня сооружено было по монферрановскому проекту.
«Если кто из вас видел Богоявленскую церковь села Богоявление, что стоит рядом с дорогой Горький — Саранск, в прежнем ее виде, тот не мог не любоваться ее красотой, ее архитектурным исполнением, росписью картин из жизни святых и великомучеников, ее иконами, каждая из которых представляла собой шедевр искусства художников прошлых веков, мастеров-строителей и поделочников.
На пятьдесят километров вокруг была видна она как корабль среди моря лесов, полей и лугов, олицетворяя собой многоукладность жизни Руси, ее красоту и мощь. И что мы видим сейчас?.. Без следа исчезли и богатейшая библиотека, и бесценные иконы, что вывозились неизвестно кем и якобы в музеи страны, — читаем у богоявленского старожила. — Участь храма была предрешена, как и участь многих тысяч других церквей».
Сельчане любили свой храм. Тяжело переживали в годы революции и гражданской войны его разорение и готовящееся закрытие.
Уникальные архивные материалы по истории храма собрала директор церковно-исторического музея села Богоявление Римма Хадиатовна Тоболкина. Увлеченная своей деятельностью, она с удовольствием делится всем, что ей известно, с посетителями музея.
«Многоуважаемый Иван Терентьевич, — обратился к советскому уполномоченному по делам религий Морозову 13 ноября 1918 года священник Богоявленской церкви Рафаил Певницкий. — Будьте добры объяснить сему подателю о затруднениях, встречающихся в описи церковного имущества. Какая форма описи? Неужели переписывать все иконы? Или чохом их отметить? Неужели записывать все лампады и лампадки, не представляющие ни ценности особенной, ни особенного искусства? А старые ризы, не представляющие никакой ценности? Куда отнести часовни в память убиенного Александра II и погибших в Японии? Куда их записывать? Как считать кладбища — церковным имуществом или нет?»
13 декабря Морозов ответил: «Батюшка, нужно описывать всё имущество, без исключения. А если что думаете исключить, то под Вашу ответственность. Кладбища, церковные земли и дома, безусловно, входят в состав имущества».
Заниматься крестьянством в Богоявлении стало невыгодно: хлеба не хватало до нового урожая. И начали мужики осваивать ремесла и уходить в город на заработки — на сезонные работы малярами, штукатурами, каменщиками. Шли на заводы, на лесопилку, гнули дуги, ободья для колес, делали сани. В селе с весны до осени оставались одни женщины да дети.
Противостоять поэтому разграблению церкви в 1922 году было некому. И в тот день, когда советские уполномоченные пришли изымать церковную утварь, статная, крепкая, похожая, как рассказывают, на кустодиевскую русскую красавицу Дуня Панова собрала по дворам и соседним деревням баб. И образовали они у церковных ворот непроходимую преграду, никого из новых властей к храму не подпустили. Шумели, да еще кричала бойкая Евдокия, что наказывать надо тех, кто посягает на церковное имущество, калечит древние иконы, сдирая с них ризы.
Особенно охранять призывала Дуня старинное, с украшенным дорогими каменьями, золотом и серебром Напрестольное Евангелие. Все прихожане наизусть знали вывешенный в храме текст, сопровождавший подарок, пожалованный «1680 года октября в 21-й день» братом Петра Первого: «Сие святое Евангелие великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец, пожаловал Нижегородскому уезду Терюшевския волости в новую церковь к Богоявлению Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа в село Богоявленское. И буде кто сие святое Евангелие от церкви Богоявления Господня отлучит или украдет, по преданию святых апостолов, святых отец, да будет проклят».
Не позволили войти в храм ни уполномоченному, ни милиционеру, ни сельсоветовским властям богоявленские прихожанки. Но Дуню вскоре арестовали. И пошли в уездные инстанции заявления и письма, обличающие молодую женщину в том, что она «замечена в контрреволюционном действии», и посему пришлось-де «гражданку Панову Е. арестовать и препроводить под строгим конвоем в Нижегородский уездный арестантский дом для содержания под стражей».
8 июня 1922 года Богоявленский сельсовет вместе с обвинительным актом «препровождает в Тепелевский волостной отдел Гражданского управления гражданку села Богоявление Евдокию Ивановну Панову как вносящую дезорганизацию в селе…
Такие злостные личности, как Панова, безнаказанными быть не могут… Тов. Панова, 32 лет, девица, имущественное положение — середняк, к числу крестьянской темноты принадлежать ни в коем случае не может — она хорошо грамотная, и агитация ее сознательная».
РеввоентрибуналДуня уже не просто в арестантском доме: «1922 года августа 26 дня» председатель Особой сессии нарсуда по Нижегородскому уезду, «принимая во внимание, что Панова обвиняется в возбуждении населения к сопротивлению исполнения постановлений правительства об изъятии церковных ценностей…», препровождает ее и заведенное на нее дело в Реввоентрибунал. И завершиться это может чем угодно — от высылки без права переписки до расстрела.
Село взбудоражено. Церковные ценности правдами и неправдами всё равно уже вывезены. И богоявленцы озабочены тем, как спасти свою односельчанку. Священник Певницкий обращался все три месяца ее ареста во все возможные инстанции, пытаясь защитить отважную прихожанку, но безрезультатно. И вот Церковный совет (ложь во спасение!) пишет в Нижний Новгород:
«Настоящим удостоверяем, что Евдокия Панова по обвинению ея в агитации противу отбора церковного имущества при приезде уполномоченнаго по изъятию имущества товарища начальника милиции Сабанова не наносила никаких оскорблений в его адрес. И никаких бунтовских восстаний и агитации к таковому с ее стороны не было, в чем и удостоверяет церковный совет Богоявленской церковной общины верующих».
Божьего гнева убоясь…К чести уполномоченного и начальника милиции, руководителей Богоявленского сельсовета, они то ли под воздействием сограждан и священника Рафаила Певницкого отзывают свои требования призвать Дуню Панову к ответу, то ли просто не настаивают больше на наказании, то ли, Божьего гнева убоясь, не подтверждают «контрреволюционности» односельчанки. И «1922 года сентября 11-го дня следователь Нижгубревтрибунала» выносит постановление:
«Из имеющегося в деле удостоверения церковного совета видно, что никакого противодействия изъятию ценностей, а также и агитации со стороны Пановой не было. Это обстоятельство подтверждается еще и тем, что от уполномоченного по изъятию ценностей, которого якобы гр. Панова призывала убить, никаких жалоб и заявлений по существу дела не поступало…
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что фактически никакого противодействия со стороны гр. Пановой не усматривается, что изъятие церковных ценностей в Нижегородском уезде вообще и в селе Богоявленском в частности давно уже закончено, постановляю: настоящее дело, за отсутствием в действиях обвиняемой состава преступления представить в коллегию трибунала на прекращение, освободив Панову из-под стражи. Следователь Нижгубревтрибунала Шолохов».
«Если бы побольше было таких Дунь Пановых, не молчали бы семь десятилетий православные храмы России», — завершает свое повествование Римма Тоболкина.
nnovgorod.bezformata.com
Село Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области
Фотографии Богоявления
Добавить фото
Были в Богоявлении и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Богоявления и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Богоявления со смартфонов на сайт!Сувениры из Богоявления
Добавить сувенир
Были в Богоявлении и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Богоявление! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Богоявления со смартфонов на сайт будет удобнее!Последние отзывы
Добавить отзыв
Нам интересно Ваше мнение о селе Богоявление. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?
Последние вопросы
Добавить вопрос
Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
www.komandirovka.ru
Богоявление (Дальнеконстантиновский район) Википедия
Дома в селе с трассы p158, 2016 годБогоявление — село в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Административный центр Богоявленского сельсовета.
Этимология
Историческое название — Инелей происходит от эрзянских слов «ине» — «большой» и «лей» — «овраг, ручей»[2]. После открытия в первой четверти XIX века в селе Богоявленской церкви, главный престол которой освящен в честь Богоявления Господня название сменилось на Богоявленское, а впоследствии на нынешнее — Богоявление.
География
Находится в 7 км от Дальнего Константинова и в 56 км от Нижнего Новгорода[3].
История
В «Списке населенных мест» Нижегородской губернии по данным за 1859 год значится как владельческое село Богоявленское при речке Пичесе в 58 верстах от Нижнего Новгорода. В деревне насчитывалось 165 дворов и проживало 954 человека (445 мужчин и 509 женщин). В селе располагалась становая квартира, имелась церковь, училище и базар[4]. В национальном составе населения преобладали терюхане[5].
Достопримечательности
Действующий Храм в честь Богоявления Господня 1826 года постройки по проекту Огюста Монферрана[6].
Храм в 2013 году
Колокольня храма в 2016 году
Население
Численность населения | |
---|---|
2002[1] | 2010[1] |
1023 | ↘944 |
- Национальный состав
Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 92 % из 1023 человек[7].
Примечания
Литература
wikiredia.ru
Церковь в честь Богоявления Господня с. Богоявление
Первоначальная, деревянная церковь была построена в 1762 г. Храм каменный, с каменной колокольней, построен и освящен 1826 г., тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов три: центральный, в холодном храме – в честь Богоявления Господня (19 января), освящен в 1846 г., в правом теплом приделе – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г., в левом – в честь Свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), освящен в 1830 г. В 1902 г. были построены трапезная и церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли. Приходу принадлежали дома, построенные тщанием прихожан: дом священника – в 1860 г., дом диакона – в 1913 г.К Приходу были приписаны часовни:
— в память чудесного избавления Его Императорского Величества Государя Николая Александровича от грозившей 29 апреля 1891 г. в г. Отсу в Японии опасности;
— в память мученической кончины Императора Александра II.
В Приходе состояли: с. Богоявление, д. Сарадон, д. Учеватиха, д. Льготка, пос. Кузнецово.
Священнослужителями Прихода были:
— с 1819-1857 гг. — иерей Григорий Петрович Петров;
— с 1857-1860 гг. — иерей Петр Петрович Певницкий;
— с 1860-1888 гг. — иерей Иоанн Иоаннович Кротков;
— с 1888-1919 гг. — иерей Рафаил Алексеевич Певницкий.
В 1936 г. храм был закрыт, в 1937 г. — разрушен. С 1945 г. храм не использовался из-за не пригодности. В 1989 году храм был возвращен Нижегородской епархии, а в 1993 г. в нем возобновились богослужения. Храм зарегистрирован как памятник истории и культурного наследия.
Во исполнение постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (2-5.02.2013г.), основываясь на «Программе обеспечения мест для молитвы в населенных пунктах Нижегородской Епархии и формирования территориального принципа организации Приходов» настоящим благословляется:
— определить границы Прихода церкви в честь Богоявления Господня с. Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в пределах следующих территориальных образований Дальнеконстантиновского района: с. Богоявление, д. Малая Поляна, д. Хмелевая Поляна, с. Гремячая Поляна, д. Белая Поляна, п. Александровка;
— возложить ответственность за полноценное вовлечение в церковную жизнь жителей всех без исключения населенных пунктов в границах Прихода, регулярное отправление богослужений в местах для молитвы на настоятеля Прихода церкви в честь Богоявления Господня с. Богоявление Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.
nnhram-142.cerkov.ru
Дорога к храму — «Нижегородская коллекция»
По пути из Нижнего Новгорода в Арзамас находится село Богоявление с монументальным храмом. По легенде само название села — Богоявление — связано с русскими поселенцами в мордовской деревне Инелеи: рассказывают, что крестьянка пошла за водой на ключ, там ей был явлен лик Иисуса Христа, на этом самом месте в 1680 году и была построена первая деревянная церковь, а место стало носить имя — Богоявленское.
[metaslider id=218]
Каменный храм в селе Богоявление был возведен в 1826 году «тщанием князя Георгия Александровича Грузинского и прихожан» в честь победы Русского воинства в войне с Наполеоном 1812 года. Князь Грузинский — потомок грузинского царя Вахтанга VI, который отправил своего сына и родню в Россию, чтобы спасти их от турок. Петр I подарил царевичу Терюшевскую волость (ныне Дальне-Константиновский район), село Лысково и земли в Богородском уезде. Когда началась война с Наполеоном, Нижегородское Дворянское собрание выбрало Князя Грузинского предводителем Нижегородского ополчения. Большая Столбовая дорога (Арзамасский тракт), проходившая через Богоявление, была свидетелем перехода ополченцев из Нижнего Новгорода в Арзамас, а позднее по ней потянулись обозы с тяжелоранеными и пленными. Умерших от ран, в пути хоронили на сельских погостах. По утверждению старожилов были такие захоронения и в Богоявлении возле первой церкви. Когда мимо церкви проезжала карета с раненым генералом, он показал рукой на самое высокое место и сказал, что церковь должна быть на возвышении. Каменный храм возвели уже выше деревянного, а место для его строительства выбирал сам барин. В Нижегородском архиве хранится документ, где староста села — Евдокимов, — от имени Князя Грузинского написал всепокорнейшее прошение на имя Епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея о разрешении использовать кошельковую сумму на строительство новой каменной церкви, на что получил положительный ответ, датируемый 17 июля 1822 года. Авторство проекта приписывают петербургскому зодчему О. Монферрану. Г.А. Грузинский, то время в очередной раз возглавлявший Дворянское собрание, был знаком со знаменитым французом. Как известно, О. Монферран представил на рассмотрение комиссии по строительству Старо-Ярмарочного собора два проекта. Один был построен. В пользу причастности О. Монферрана к проекту Богоявленского храма говорит большое сходство Богоявленского со Старо — Ярморочным. Богоявленский храм на всем пути следования от Нижнего Новгорода до Арзамаса является самым монументальным сооружением с колокольней высотой 47 метров. Расписывать храм начали в 1879 году. Первоначальная роспись сделана художником Арзамасской Ступинской школы Александром Шмидтом, а потом подчищена и подновлена его учеником Иваном Васильевичем Полидорским. К храму были приписаны две часовни — одна в память трагической кончины Александра II, вторая — в память счастливого избавления от смертельной опасности в Японии Императора Николая II была возведена по инициативе и непосредственном участии пристава села Богоявления А.Н. Быкова в 1892году.
Частично сохранилась опись церковного имущества за 1918 год, в которой сказано, что на звоннице имеется 7 колоколов. В 1922 году в село приехал уполномоченный по изъятию церковных ценностей, но жительница села 32-х летняя Евдокия Панова собрала большую толпу верующих против этой акции. Панову арестовали, дело передали в ревтребунал.
На защиту своей прихожанки активно встал Церковный совет, ее отпустили, но репрессии продолжались. В 1932 году арестовали старосту А.В. Потапову и секретаря Церковного совета А.Ф. Фитингову и приговорили соответственно к 5 и 3 годам лишения свободы. В 1937 году арестовали священника П.П. Кряжева и дьякона И.П. Лабутова. Их расстреляли. Монахинь, живших в селе, также отправили в лагеря. Церковь закрыли. Некоторые иконы спасли от уничтожения верующие села — их попрятали по домам…
Храм через несколько лет после закрытия представлял собой печальное зрелище. Вот что увидел в 70-х годах ХХ века краевед Н.А. Лушин, он писал, что в углу храма в большой куче лежали церковные книги, книги больших размеров с записями были в ужасном состоянии — загаженные птицами, не раз политые дождем через провалившуюся кровлю, кругом было запустение и разруха. Он попросил присутствующих двух мужчин отдать ему часть сохранившихся книг, но ему отказали. В последствие все книги и документы сгорели на пожаре.
В 1989 году началось восстановление храма Богоявление Господня. В 2000 году ему присвоили статус памятника архитектуры регионального значения. Сохраненные реликвии возвратились в храм. Вот некоторые из них: Деревянный крест Голгофа — «Сей крест писан в Арзамасской Алексеевской общине 1893 года октября 21»; точная копия чудотворного образа «Знамение Пресвятой Богородицы», прославленного 14 мая 1893 года в Серафимо — Понетаевской обители Нижегородской губернии Арзамасского уезда — настоящий образ и копия написаны в этой обители.
В 2013 году Богоявленский храм стал Архиерейским подворьем. При храме создан небольшой музей, все экспонаты собрали неравнодушные жители Богоявления при активном участии прихожанки храма Риммы Хадиатовны Таболкиной.
Телефон: 8(831)68 3 46 23
Руководитель церковно-краеведческого музея Р. Х. Таболкина
collection-nn.ru
Храм в честь Богоявления Господня в с. Богоявление / Монастырский вестник
1680 г. – в селе богоявление построена деревянная церковь Богоявленич Господня.
1700 г. – царь Петр I дарит Терющевскую волость (в состав входило с. Богоявление) имеретийскому царевичу Арчилу.
1774 г. – «Богоявленская церковь с приделом святого Николая Чудотворца с новыми бревнами, перестроена к освящению, во всем подготовлена» и освещена архимандритом Оранским Димитрием.
1799 г. – большой пожар уничтожил почти все село.
1812 г. – через село Богоявление из Нижнего Новгорода в Арзамас шло народное ополчение, из Арзамаса в Нижний Новгород везли тяжелораненых пленных.
1821 г. – начало строительства новой каменной церкви по проекту О.Монферрана
1822 г. – староста Евдокимов от имени помещика села князя Г.А. Грузинского пишет прошение епископу Нижегородскому и Арзамасскому Моисею о помощи в строительстве и получил одобрение владыки.
1826 г. – церковь каменная, с каменной колокольней, построена тщанием князя Грузинского и прихожан. Престолов было три: главный, в летнем храме – во имя Богоявления Господня, освящен в 1846 г; в правом теплом приделе – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящен в 1828 г; в левом – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1830 году. В 1902 году построены трапезная и каменная церковная ограда с железными решетками и дверями. Доходы церкви были кружечные и от земли.
Церкви принадлежало: земли усадебной с погостом церковным – 3 десятины, в расстоянии ½ от церкви. Всего 36 десятин. Земля малоплодородная. Сдавалась крестьянам.
1853 г. – после смерти князя Грузинского его дочь графиня А.Г.Толстая дает вольную крепостному из села Богоявление Козину Ивану Андреевичу. Иван Козин уходит послушником в Гефсиманский скит Троице-Сергиевской лавры под именем о.Исидора. Иеромонах о.Исидор был духовным отцом священника и ученого Павла Флоренского, о котором написал книгу «Соль земли».
1859 г. – в Богоявлении открыто духовное приходское училище. Первым преподавателем был дьякон Василий Славницкий.
1879 г. – роспись храма осуществил художник Александр Шмидт, ученик Арзамасской Ступинской школы.
1892 г. – село посетил А.П.Чехов, ехавший в деревню Белая. В январе А.П.Чехов приехал в Нижегородскую губернию помочь голодающим вследствие неурожая 1890 – 1892 гг. крестьянам.
1892 г. – в селе по инициативе местного пристава А.Н. Быкова в октябре была построена часовня, в память чудесного избавления наследника Цесаревича Николая Александровича от грозившей опасности в Японии в 1891 году.
1909 г. – по инициативе священника Рафаила Певницкого было создано потребительское общество, целью которого было снабжать членов более дешевыми продуктами, товаром, сельхозорудием, а также выделением ссуд по низким процентам.
1914 г. – по инициативе Нижегородской Епархии священником Рафаилом Певницким был создан попечительский совет для оказания материальной помощи семьям, чьи кормильцы воевали на фронтах Первой мировой войны.
1922 г. – священник Рафаил Певницкий получает сан протоиерея.
1937 г. – церковь закрыта. Священника П.П.Кряжева и дьякона И.П.Лабутова арестовывают и приговаривают к смертной казни.
1958 г. – пожар в церкви, в результате сгорела колокольня.
1988 г. – церковь Богоявления Господня первой в районе стала восстанавливаться.
1991 г. – владыка Алексий I сопровождал мощи Серафима Саровского и останавливался в Богоявлении около церкви. Он обратился с приветственным посланием и благословением.
2000 г. – церковь Богоявления Господня получает статус памятника истории и культуры Нижегородской области.
2012 г. – при церкви открылся церковно-краеведческий музей.
2013 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил Богоявленский храм для освящения колоколов и провел службу в летнем храме. После его приезда церковь перевели в Архиерейское подворье.
monasterium.ru