Трал рыболовный своими руками – Рыболовный трал

Трал для ловли рыбы


Как сделать трал для ловли рыбы с лодки

120262.effers.com

Как проходит промысловый лов рыбы? Ч. 1. Дрифтер, кошелёк, трал…

Лет 25 назад рыба была одним из самых дешевых продуктов питания, килограмм мороженой трески с головой стоил 48 копеек, а обезглавленной, потрошеной — 65 копеек. Люди старшего поколения помнят, что на предприятиях общественного питания проводились по четвергам «рыбные дни». Морское рыболовство поставляло ежегодно от 20 до 25% белков животного происхождения.

Что же видим теперь? На прилавках магазинов ассортимент рыбы невелик, разве что в приморских городах он больше. Конечно, частично недостаток морской и океанической рыбопродукции восполняется речной и озерной, но ее все равно недостаточно. А стоимость морской рыбы, не говоря уже о разных деликатесных изделиях, превышает цену на мясо. И количество рыбных продуктов, потребляемых населением, за последние 15 лет резко снизилось. В чем же причины таких изменений? Моря, что ли, оскудели?

С морским рыболовством у меня связан большой отрезок жизни. Муж на рыболовецких судах прошел путь от третьего штурмана до капитана дальнего плавания. Я проработала около 10 лет в техническом отделе Базы океанического рыболовного флота (БОРФ), так что о том, с каким трудом добываются дары моря, прежде чем попасть к нам на стол, знаю не понаслышке. Океаническое и морское рыболовство — тяжелый и дорогостоящий труд, не зря говорят: «рыбак — дважды моряк!»

Совершим небольшую экскурсию в прошлое. СССР (теперь Россия) являлся великой морской державой, у нас самая большая протяженность морских границ. Советский Союз имел огромный рыбопромысловый флот, на Севере, Юге, Западе и Востоке. Существовали региональные управления, руководившие рыбодобычей: «Запрыба», «Севрыба», «Азчеррыба», «Каспрыба», «Дальбыбпром». Только в Клайпеде к середине 80-х годов было более 200 рыболовецких и приемно-транспортных судов разного размера, от маленьких РС и МРТ (рыболовный сейнер и малый рыболовный траулер) до огромных плавучих заводов — плавбаз. А в состав управления «Запрыба» входили еще добывающие базы Калининграда, Латвии, Эстонии и Ленинграда.

Способов добычи рыбы в морях существует много: разного рода сети, невода, тралы т.д. До середины 60-х годов прошлого века морской промысел рыбы нашими судами (я имею в виду суда управления «Запрыба») в основном велся либо дрифтерными сетями, либо кошельковыми неводами.

На кошельковом лове специализировались небольшие рыболовецкие сейнеры, типа РС-300, с командой в 13 человек. Кошельковый невод, или «кошелёк», как его называют сами рыбаки — это огромная, длинная и высокая сеть, верхняя подбора которой снабжена поплавками, а нижняя — грузилами и большими металлическими кольцами (через них продевается стягивающий трос).

Обнаружив у поверхности моря косяк рыбы, сейнер выбрасывает невод — обмётывает им стаю, полностью замыкая круг. Затем стягивающий трос быстро берется на лебедку и нижняя кромка невода затягивается «кошельком», не давая рыбе уйти вглубь. Рыба остается внутри невода, как в чаше. Потом невод поднимают на судно, стягивая верхнюю подбору, и выбирают улов.

Чем-то «кошелёк» напоминает обычный речной невод, с которым я в детстве рыбачила с папой, только очень большого размера. Чтобы невод «пришёл» с рыбою, а не пустой, капитану судна надо иметь знания и опыт, который нарабатывается годами.

Дрифтерным ловом в те годы занимались МРТ и СРТ (средние рыболовные траулеры) с экипажем 18−24 человека. Они вели промысел сельди в Балтийском, Северном и Норвежском морях. Дрифтерный способ состоит в том, что на путях миграции рыбных косяков ставятся дрифтерные порядки — что-то вроде забора из сетей. Такой порядок имел от 60 до 120 сетей по 25−30 метров каждая, вытягивался на 3−5 километров. Сети эти из тонких ниток, рыба, попадая в них, запутывается и не может выбраться.

Судно дрейфует с порядками от 6 до 8 часов (слово «дрифтерный» и образовано от английского «дрейф»), затем сети выбираются с помощью специальной лебедки — шпиля. Работа очень тяжелая, канат, к которому крепятся сети, толстый, примерно в руку человека, к тому же мокрый. Один из матросов занимается укладкой каната в трюм. Когда сети выбраны, вся команда, кроме вахтенных штурмана, рулевого и механика, выходит на засолку и укладку рыбы в бочки.

Суда типа МРТ и СРТ не имели морозильных камер, рыбу солили в бочках по 100 кг. Загрузив до отказа трюмы, около тридцати тонн, судно шло на выгрузку к плавбазе, которая, как правило, стояла не в открытом море, а где-нибудь за островами, в затишке. Сдав груз, получали новую бочкотару, продукты, топливо, воду, почту, меняли кинофильмы. И снова на промысел.

Рейсы для такого типа судов длились 110−112 суток, но, в случае непредвиденных обстоятельств, могли продлиться и до 120 дней. Последний рейс на дрифтерный лов в Норвежское море муж сделал в 1967 году, после чего судно переоборудовали под траловый лов. Калининградские, латышские, эстонские, мурманские рыбаки слегка опередили литовских, начали ходить на траловый лов года на три раньше.

К тому времени в наших флотилиях уже появились более крупные суда, с морозильными установками, приспособленные для тралового лова рыбы — СРТМ (средний рыболовный траулер морозильный), и СРТМ-К — тот же СРТМ, но с кормовым тралением, то есть с открытой кормой для спуска и поднятия трала.

На этих судах команда была уже 28 человек, так как здесь велась частичная разделка улова и заморозка. Они были значительно лучше оборудованы навигационными приборами и различными механизмами, имели опреснительные установки для воды. Расширились и районы промысла. Суда работали теперь далеко от родных берегов, в районе Большой Ньюфаундлендской Банки (БНБ — сокращенно) и Банки Джорджес, к юго-западу от Ньюфаундленда.

Банками называются районы мелководья около островов, чрезвычайно богатые промысловыми рыбами, особенно морским окунем, хеком, ставридой. Переход на промысел в этот район занимал 20−21 сутки, суда выходили из порта и шли группами не менее трех, на случай оказания помощи друг другу. Из-за длительных переходов увеличилась продолжительность рейсов: сначала до 120, потом и до 135 суток.

Трал — это огромный мешок сложной конструкции, из сети, называемой делью, изготовленной, как правило, из капроновых или других синтетических нитей. Он похож на кулек, раскрывающийся с помощью специальных распорных досок. Самая узкая часть трала — куток, верхняя, широкая, раскрывающаяся — крылья. Судно буксирует трал за специальные канаты — ваера, и таким образом улавливает встречающуюся на пути рыбу.

Тралы бывают разные, и для малых глубин, и для больших, донные и разноглубинные. С тралами могут работать суда разных размеров, как малотоннажные, так и средние, и крупные. Бывают ещё близнецовые тралы, которые буксируются сразу двумя одинаковыми судами, что позволяет увеличить раскрытие входной части трала. Близнецовые тралы использовались нашими судами типа МРТ и СРТ на облове креветки у берегов Африки в 70-е годы.

Продолжение следует… Теги: рыбная ловля, сеть, корабль, рыба, море

shkolazhizni.ru

Трал рыболовный

2017-04-11T00:00:00+03:00 ООО «Люксол» Что такое рыболовный трал? Как он устроен? Какие виды этого промыслового оборудования могут использоваться в зависимости от глубины, на которой производится вылов рыбы? Чем они отличаются?

Что такое рыболовный трал? Как он устроен? Какие виды этого промыслового оборудования могут использоваться в зависимости от глубины, на которой производится вылов рыбы? Чем они отличаются?

Изготовленное из сетеполотна и канатов, которое буксируется при помощи траулера (рыболовецкого судна), производящего трал рыбы, то есть захват ее специальным сетным мешком заданного размера.

В раскрытом состоянии эту конструкцию удерживают жесткие элементы, но также этому способствует гидродинамическая сила (воздействие течения). К нижней подборе подвешиваются грузы, чтобы промысловая снасть постоянно находилась на нужной глубине, к верхней прикрепляются поплавки и гидродинамические щитки — дополнительные приспособления, не позволяющие ей «сложиться».

В зависимости от типа судна и метода лова выбирается и снаряжение.

В море чаще всего это дрифтерная сеть либо донный трал.

Второй тип — донный трал больше подходит для рыболовных ботов
А также судов с кормовым или боковым креплением. Донные тралы имеют форму воронки и изготавливаются из синтетических волокон повышенной прочности, что снижает гидродинамическое сопротивление и увеличивает продолжительность их службы, так как полиолефины и полиамиды имеют высокую степень износоустойчивости.

Также выбор снастей зависит от того, на какой глубине производится ловля рыбы тралом. Он может быть донным, придонным, пелагическим или универсальным. Первый используется в тех случаях, если предполагается промысел донных видов либо лангустов или крабов.

При вылове рыбы в толще воды требуется разноглубинный (пелагический) трал, буксировка которого производится либо у поверхности, либо на заданном горизонте, что регулируется не только скоростью движения судна, но и углом раскрытия, и конструкцией траловых досок (они используются в качестве распорок сетного мешка).

Наиболее крупные конструкции обладают верхней подборой длиной до 150 метров, вертикальным раскрытием 30-35 и горизонтальным — 50 метров.

Трал рыболовный обеспечивает вылов большого количества рыбы одновременно, поэтому предварительно с траулера производится поиск крупных косяков, высчитывается, на какой глубине они держатся и с какой скоростью перемещаются. Приближаясь к ним, забрасывают орудие лова, повышая эффективность приборами, контролирующими уровень раскрытия трала, горизонт хода и количество улова. Рыба попадает в его устье, а затем увлекается в концевую зауженную часть (куток). Потом производится выборка трала, то есть подъем на борт. После чего куток развязывается (это предусмотрено его устройством), а улов выгружается либо на палубу судна, либо в его трюм.

luxsol.ru

Самодельный трал для ловли рыбы

Новосибирск Барнаул Бийск Горно-Алтайск Кемерово Ленинск-Кузнецкий Новокузнецк Новосибирск Омск Томск. Погода в Новосибирске сегодня Электро-трал Все остальное о рыбалке, что не подошло в другие разделы. Неужто это правда — ведь таким способом он не столько выловит рыбы сколько погубит. Акватория которую он тралит огромна и это каждый день да не по разу. Как с этим боротся и что вы по этому поводу думаете?

Трал представляет собой орудие лова в виде сетного мешка специальной формы, буксируемого в толще воды или у дна, и отцеживающего лишь ту рыбу, которая встречается на пути движения трала. Снасть отличается изрядными габаритами, требует для буксировки как минимум мощный катер используется на внутренних водоемах лишь на водохранилищах и больших озерах. Применяют невода для ловли рыбы с давних пор, это одна из самых уловистых промысловых снастей для внутренних водоемов, но использование неводов любителями разрешается редко и с большими ограничениями. Такой способ лова называется близнецовым [1]. Лов донным тралом считается особенно губительным для донных гидробионтов, так как при его использовании уничтожается донная фауна и прикреплённые водоросли- макрофиты.

  • Смотреть ловля рыбы тралом видео бесплатно
  • Зачастую для восстановления донной экосистемы требуются от полутора до шести с половиной лет [2]. Парные симметричные металлические устройства, предназначенные для раскрытия устья трала по горизонтали.

    Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, а именно к конструкции распорных устройств для горизонтального раскрытия устья трала. Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано для обеспечения раскрытия трала. Изобретение относится к технике промышленного рыболовства, а именно к распорным устройствам для горизонтального раскрытия трала. Изобретение относится к технике промышленного рыболовства. Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к устройствам для горизонтального раскрытия устья трала. Общая схема дорожки см. Сама сеть в забросе обычно не участвует: Вес карабинов компенсируется двумя большими пенопластовыми поплавками, они же способствуют тому, чтобы остаточное натяжение резинки не мешало сети стоять в воде правильным прямоугольником. Отцеживающие орудия лова предназначены для охвата некоторой акватории водоема, вместе с находящейся там рыбой; путем сокращения охватываемой площади до возможного минимума происходит концентрация рыбы в одном месте.

    Некоторые специалисты относят к отцеживающим орудиям и небольшие сетевые снасти, применяемые исключительно любителями: Трал представляет собой орудие лова в виде сетного мешка специальной формы, буксируемого в толще воды или у дна, и отцеживающего лишь ту рыбу, которая встречается на пути движения трала.

  • Как сделать небольшой трал для ловли рыбы [рыболовный трал]
  • Снасть отличается изрядными габаритами, требует для буксировки как минимум мощный катер используется на внутренних водоемах лишь на водохранилищах и больших озерах. Уменьшить трал до размеров, позволяющих использовать его любителям, нельзя — поимка крупной рыбы станет невозможной.

    Снасть забрасывается в водоем и тут же быстро вытягивается обратно, загребая вместе с водорослями мелких карасиков. Применяют невода для ловли рыбы с давних пор, это одна из самых уловистых промысловых снастей для внутренних водоемов, но использование неводов любителями разрешается редко и с большими ограничениями. Конструкция неводов зависит от условий лова и биологии облавливаемой рыбы; в общем случае невод состоит из крыльев, приводов и мотни. Крылья предназначены для охватыва-ния водного пространства и отпугивания рыбы в сторону приводов, служащих для направления рыбы в мотню сетной мешок для сбора улова. Крылья бывают одинаковыми или разными по длине и высоте, соответственно невода подразделяют на равнокрылые или разнокрылые и равностенные или неравностенные.

    Трал для ловли рыбы

    Бредень же — заводная снасть, заводят его в водоем и натаскивают на рыбу вброд, без помощи лодок. Зимней ловли бреднями почти не бывает, за исключением незамерзающих речек, да и то в оттепель, при плюсовой температуре воздуха.

  • Рыболовный трал — Википедия
  • Поэтому длинные бредни часто используют для облова небольших карасиных прудов осенью, когда опадает водная растительностьпри этом рыбаки идут посуху, по берегу. Такой вариант возможен, если берега достаточно чистые, без притопленных кустов и т. Впрочем, рыболовы, желающие достигнуть хороших уловов при ловле бреднем, всегда заранее готовят места для лова: Конструкция бредня показана на рис. Сеть используется с достаточно мелкой ячеей, обычно 25—30 мм на крыльях, 20—25 мм в мотне. Поплавки на верхней подборе [2] крупнее и навязываются чаще, чем на ставной сети; нижняя подбора тоже делается значительно тяжелее. Бредень и его составные части: Надо сказать, что бредни, продающиеся в магазинах, почти всегда недогружены, а их наплавные шнуры не обладают достаточной плавучестью. В результате покупные бредни пригодны для более-менее успешной ловли лишь в самых идеальных условиях: В реальных же условиях поймать что-либо покупным бреднем нелегко: Поэтому, купив бредень, не спешите с ним на водоем, лучше разбортуйте снасть и соберите заново, но с нормальным наплавом и огрузкой.

    Или хотя бы навесьте дополнительные поплавки и грузила и те и другие делаются цилиндрическими, с разрезом сбоку, чтобы можно было надеть их на шнуры, не разбирая снасть; свинцовые грузила при этом после посадки на шнур легонько обстукиваются молотком, а разрез на поплавках из твердого пенопласта скрепляется двумя маленькими скобочками из алюминиевой проволоки.

    sksokur.ru

    При использовании вспомогательной лодки и буксиров с двигателем 20—40 л. Без вспомогательной лодки на ведущем судне работают 3—4 рыбака. Траловый лов с одного судна. Кто осуществляют с помощью распорных досок, обеспечивающих горизонтальное раскрытие трала. Вымет и выборку трала производят с борта или кормы, используя вспомогательную лодку или без нее. Эффективность кормового траления выше, чем бортового, поскольку не надо тратить время на циркуляцию, необходимую для выметки или выборки трала и ваеров. Она обеспечивает лучшее горизонтальное раскрытие устья трала. Для кормового траления можно использовать любое судно, не имеющее тралового оборудования лебедки, дугу, грузовые стрелы ; работы выполняются вручную. Размеры и конструкция трала для траления с одного судна одинаковые с близнецовыми тралами. У трала есть голые концы длиной 8— 10 м для соединения трала с распорными досками. При тралении в толще воды к верхней части распорных досок прикрепляют буи на поводцах из 11 кругов пенопласта, которые в период траления удерживают распорные доски и трал на заданном горизонте. Установку трала на нужную глубину осуществляют путем удлинения или укорачивания поводца, соединяющего доску с буем.

    При лове в толще воды с судна, не имеющего тралового оборудования, применяют легкие металлические распорные доски массой не более 50 кг каждая. На судах, имеющих траловое оборудование, распорные доски могут быть прямоугольной, овальной, сферической, крыловидной формы или щелевые, угловые и конусные.

    Тралы оснащают по верхней подборе кухтылями, по нижней — цепями, применяют ограничители вертикального раскрытия устья, предохранительную подбору или раму, аварийные буйки, привязанные на длинном шнуре к концу кутка трала. К каждому концу верхней подборы трала, где пропускается клячевая пожилина, прикрепляют буй подъемной силой Н, а к концам нижней подборы — груз весом Н. С помощью этих буев и грузов, а также оснастки верхней и нижней подборы обеспечивается вертикальное раскрытие устья трала. Такие ловушки применяют на Каховском водохранилище для лова тюльки. Лов ведут 4 человека. На судне устанавливают 5 грузоподъемных стрел: Перед тралением опускают только на четырехметровую глубину буксирную П-образную раму, затем квадратные рамы с ловушками и кутками. Кутки на ходу судна часто поднимают. Траление толканием производят с одного судна с двигателем 80— л. Подвесное устройство состоит из двух металлических ферм длиной по 12 м. Одни конусы фермы соединены и прикреплены к носу судна, другие растянуты и прикреплены к понтонам типа катамаран.

    :: Сообщение!Форум для моряков рыбного флота

    При тралении толканием рыба не отпугивается кильватерной струей и шумом двигателя, поскольку трал идет впереди судна. Рыба непрерывно откачивается из кутка трала насосом через гофрированный шланг и подается на палубу судна. Это способствует значительному повышению улова и позволяет производить непрерывный лов рыбы. За последние годы на некоторых водохранилищах на открытых плесах при волнении не более 3 баллов стали применять электроловильные установки ЭЛУ Установка состоит из несамоходного катамарана КПБ-1 и двух буксиров с двигателем мощностью 20 л. На катамаране установлены бензоэлектрический агрегат АБТ В мощностью 4 кВт, пульт управления, кран-балка и турачка с механизированным приводом для подъема кутка. Трал метровый, равноподборный, с вертикальным раскрытием устья 5 м, с полотном зеркального раскроя. Верхняя подбора трала оснащена кухтылями и анодом — плоским электродом.

  • ОТЦЕЖИВАЮЩИЕ И ЗАВОДНЫЕ СЕТЕВЫЕ СНАСТИ / Ловля рыбы сетями
  • К нижней подборе подвязан катод — электрод, аналогичный аноду. К нижним концам клячей прикрепляют грузы массой по 15 кг. Ток на электроды подают униполярный, импульсный от подводного генератора ТИП, соединенного кабелем с бензоэлектрическим генератором, установленным на катамаране. Сети плавные с принудительной тягой изготовляют в виде рамовых больших мешков из сетного полотна в каждом окне.

  • Большая энциклопедия рыбалки. Том 2
  • Ловля наполовину речная, наполовину озерная т. Гораздо эффективнее неравномерная посадка рис. Таким способом ловят активную рыбу, которая кормится недалеко от берега. Сеть устанавливают при помощи плавсредства, в котором находятся два человека, можно и одному, но это тяжеловато.

    Один осуществляет движение, ну предположим, лодки, а второй стравливает сеть. В зависимости от условий водоема, имеющейся в нем рыбы, сеть можно ставить перпендикулярно берегу, вдоль него либо смешанным образом сочетая оба эти варианта. Паук рыболовный Принцип их действия отцеживающих сетей основан на том, чтобы ограничить перемещение рыбы по акватории в пределах замкнутой системы.

    Орудия лова рыбы на водохранилищах и их применение

    После чего, при вытаскивании его на берег или на корабль, вода спокойно выходит через ячейки, а рыба остается в мешке. К таким видам снастей относятся: Ловля возможна на небольшом удалении от берега, с пристани, катера, корабля. Дальность заброса такой снасти обусловлена длиной шеста. Служит для добычи рыбы различного размера на неглубоких водоемах.

  • Виды рыболовных сетей
  • Бредень Бредень — это достаточно прочная сеть, длиною до 20 метров, в средней части которой расположена карна — удлиненный участок сети в виде конуса, в которую кладут или привязывают небольшой груз. По краям сетевого полотна привязаны жесткие палки, для того чтобы с их помощью осуществлять проводку бредня по воде, желательно ближе ко дну. Также бредень можно использовать и в добыче рыбы нагоном ботаньем. Этот вид рыбалки заключается в том, что бредень устанавливают вокруг небольшого куста и при помощи всевозможного шума, рыбу загоняют в сеть, после чего сеть вынимается из воды. Рассмотрим процесс добычи рыбы и устройство оставшихся представителей отцеживающих сетей. Это трал и невод.

    Рыболовный трал Трал — наиболее часто применяемое в промышленном рыболовстве орудие лова. Конструкция неводов зависит от условий лова и биологии облавливаемой рыбы; в общем случае невод состоит из крыльев, приводов и мотни. Крылья предназначены для охватыва-ния водного пространства и отпугивания рыбы в сторону приводов, служащих для направления рыбы в мотню сетной мешок для сбора улова. Крылья бывают одинаковыми или разными по длине и высоте, соответственно невода подразделяют на равнокрылые или разнокрылые и равностенные или неравностенные. Ячея на крыльях обычно в 1,5—2 раза крупнее, чем в мотне. Сетное полотно сажают на подборы, из которых верхнюю оснащают поплавками, а нижнюю — грузилами. Естественно, что в любительском рыболовстве снасти таких размеров не используются. Излюбленное орудие рыболовов-любителей именуется рыболовной наукой так: А в просторечии — бредень.

    К описанию ловли им мы приступаем. Классический невод — снасть закидная, он выметывается с лодки или лодок, окружая определенную часть водоема, после чего снасть вытягивают на берег или на лед при зимней ловле. Бредень же — заводная снасть, заводят его в водоем и натаскивают на рыбу вброд, без помощи лодок. Зимней ловли бреднями почти не бывает, за исключением незамерзающих речек, да и то в оттепель, при плюсовой температуре воздуха. Поэтому длинные бредни часто используют для облова небольших карасиных прудов осенью, когда опадает водная растительность , при этом рыбаки идут посуху, по берегу. Такой вариант возможен, если берега достаточно чистые, без притопленных кустов и т. Впрочем, рыболовы, желающие достигнуть хороших уловов при ловле бреднем, всегда заранее готовят места для лова: Конструкция бредня показана на рис. Сеть используется с достаточно мелкой ячеей, обычно 25—30 мм на крыльях, 20—25 мм в мотне. Поплавки на верхней подборе [2] крупнее и навязываются чаще, чем на ставной сети; нижняя подбора тоже делается значительно тяжелее.

    Бредень и его составные части: Надо сказать, что бредни, продающиеся в магазинах, почти всегда недогружены, а их наплавные шнуры не обладают достаточной плавучестью. В результате покупные бредни пригодны для более-менее успешной ловли лишь в самых идеальных условиях: В реальных же условиях поймать что-либо покупным бреднем нелегко: Поэтому, купив бредень, не спешите с ним на водоем, лучше разбортуйте снасть и соберите заново, но с нормальным наплавом и огрузкой. Или хотя бы навесьте дополнительные поплавки и грузила и те и другие делаются цилиндрическими, с разрезом сбоку, чтобы можно было надеть их на шнуры, не разбирая снасть; свинцовые грузила при этом после посадки на шнур легонько обстукиваются молотком, а разрез на поплавках из твердого пенопласта скрепляется двумя маленькими скобочками из алюминиевой проволоки. Правильно устроенный бредень идет по водоему, как танк по детской песочнице, сминая все препятствия: Поплавки ставятся крупные, из белого пенопласта и не окрашиваются в отличие от ставных сетей , яркий белый поплавок может отпугнуть рыбу, иногда норовящую спастись от сети, перепрыгнув через верхнюю подбору.

    Считается, что цепь лучше облегает все неровности дна, позволяя изловить больше донных рыб. Концы верхней и нижней подбор привязываются к легким, но прочным шестам, так называемым клячам, за которые рыбаки тащат снасть по водоему. Положение бредня при ловле вид сверху: Мотня — сетевой мешок в середине снасти, куда собирается пойманная рыба. У бредней больших размеров это соотношение изменяется в пользу крыльев, у коротких — в пользу мотни.

    Для речной ловли наиболее удобны небольшие, медленно текущие речушки, в которых омуты чередуются с мелководными перекатами. Эти сооружения поднимают уровень воды на 0,5—1 м и задерживают часть зашедшей по весне рыбы, да и местная, жилая рыба концентрируется в получившихся заводях и достигает в них больших размеров. Между прочим старшее поколение по рассказам моего отца придерживалось при ловле бреднями на одной и той же небольшой речке мудрого правила: Рыба получала возможность нагуливаться и расти, выходя затем на удобные для лова места.

    rubaky.ru

    Как проходит промышленная рыбная ловля

    В этом посте я хочу рассказать о непростой деятельности — промышленной рыбной ловле. Сотни человек месяцами живут в море, на рыбо-добывающих судах, в отрыве от семьи и друзей, ежедневно выполняя опасные и тяжелые работы. Здесь совершенно нет никакой морской романтики. Только сильные духом и телом в наших рядах. Мы добываем для людей свежемороженую рыбу — мы промышленные рыбаки!


    На фото выше БАТ-М или Большой Автономный Траулер Морозильный — это легендарное рыбопромысловое судно — траулер проекта 1278 типа «Пулковский Меридиан». Основное его предназначение: промысел рыбы пелагическими и донными тралами, а также самостоятельная обработка, замораживание и хранение улова, производство из него готовой продукции в виде консервов.

    Длина судна составляет 103,1 метра; ширина — 16 метров. Экипаж может достигать 96 человек.
    Все фото были произведены в промысловом рейсе 2017 года в близ берегов Арабской страны Мавритания на Западе Африки.

    Вид с носа. Судно в крапинку. Труды бесчисленных морских птиц.

    Вид с кормы. Прямоугольные пластины — Траловые доски.

    За свою пятилетнюю морскую карьеру, провел на БАТ-Мах несколько лет — траулер мне стал вторым домом. Все такое родное и знакомое.
    Рейсы длятся на рыболовном флоте от 4 до 10 месяцев, в зависимости от условий контракта, на протяжении всего этого времени моряки полностью изолированы от берега. Даже выгрузки рыбопродукции происходят в море.

    БАТ-М ошвартован с Рефрижераторным судном — выгрузка рыбопродукции.

    Не каждый человек готов морально к такой изоляции. Компенсируются такие тягостные лишения: комфортными условиями проживания, вкусной и питательной пищей, полным снабжением спец одеждой каждого члена экипажа и конечно же высокой и достойной заработной платой.

    Готовая продукция покидает борт промысловика.

    А откуда и как берется эта готовая продукция? Предлагаю рассмотреть процесс ловли на примере одного траления.

    Набор трала для постановки

    На фото видно как палубная команда занята перекладыванием сети и очисткой ее от остатков рыбы. На этом этапе моряки раскладывают сеть в определенном порядке, для того что бы трал после постановки принял свою правильную форму.
    Что же такое трал????

    Трал

    Трал представляет собой большой сетной буксируемый мешок, сделанный из канатов и сетей, открытый с одного конца и завязываемый с другого. Передняя часть трала при тралении раскрывается специальными распорными устройствами: по горизонтали — траловыми досками, подвешенными перед крыльями трала, а по вертикали — грузами, подвешенными к нижней подборе и поплавками, подвешенными к верхней подборе. Трал обычно буксируется за судном с помощью двух стальных тросов — ваеров.

    Возможна буксировка трала на одном ваере или четырёх, что применяется при парном (близнецовом) тралении, когда трал тянут два однотипных судна. Различают тралы донные, предназначенные для лова рыбы, которая обитает около дна моря (треска, зубатка, пикша, палтус и др.), и пелагические (разноглубинные), предназначенные для лова рыбы, находящейся в толще воды (сельдь, сардина, скумбрия, ставрида и др.).
    Иными словами — трал это огромный мешок который судно буксирует за собой. Суть рыбалки — собрать в мешок как можно больше нужной рыбы.
    Постановка осуществляется сбрасыванием уложенного трала за борт, в кормовой части судна, по слипу.

    Слип -специальный спуск к воде. Две кучи сетей по бортам — уложенные тралы.

    Трал цепляют лебедкой и тянут к слипу, дальше он скатывается под своим весом и вытягивается в воде. Через минут 10 как только он полностью выйдет за борт к нему подключают траловые доски.

    Траловые доски

    Траловые доски — специально отлитые пластины из метала. Играют роль подводных крыльев. Во время траления они расходятся в стороны — тем самым расправляют горловину тралового мешка, что позволяет рыбе беспрепятственно в него попасть. Так же доски оснащаются современными беспроводными датчиками, которые сообщают рыбакам оперативную информацию о своем положении, глубине и геометрические параметры трала

    Траление

    Траление может длиться от 1 часа до 12 и даже 16 часов. Все зависит от навыков штурмана и простой рыбацкой удачи. На протяжении всего траления судоводитель контролирует ход трала, его глубину, оценивает заход рыбы и планирует пути по потенциально рыбным местам. Эта деятельность требует большого внимания, опыта, и судоводительской ловкости. Ведь с тралом судно очень сильно ограничено в маневрах. Ошибки могут стоить порыва трала о скалистый грунт или столкновения с другим судном.
    Ну что, выберем трал?

    Начало выборки — Морские птицы хороший знак.

    Выборка трала процесс далеко не быстрый — длиться от 30 до 50 минут. Трал тянут ваерными лебедками, отключают траловые доски, и после чего сеть начинает свой путь по слипу.

    Полный трал заходит в слип.

    Кажется удача сегодня на нашей стороне — мешок полон как никогда, виднеется хорошая рыба.

    Трал на палубе

    Наполненный трал медленно растягивается на промысловой палубе. Начинается подготовка заливки рыбы в накопители фабрики.

    Палубные матросы заливают морскую воду в глубь трала, благодаря чему рыба может с легкостью вытекать в техническом отверстии трала.

    Ставрида засыпается в бункер фабрики.
    Отличный улов. На борт подняли примерно 70 тонн свежей рыбы

    Источник

    Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

    Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

    Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

    Жми на иконку и подписывайся!

    — http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
    — https://www.facebook.com/kaketosdelano/
    — https://www.youtube.com/kaketosdelano
    — https://vk.com/kaketosdelano
    — https://ok.ru/kaketosdelano
    — https://twitter.com/kaketosdelano
    — https://www.instagram.com/kaketosdelano/

    Официальный сайт — http://ikaketosdelano.ru/

    Мой блог — http://aslan.livejournal.com
    Инстаграм — https://www.instagram.com/aslanfoto/
    Facebook — https://www.facebook.com/aslanfoto/
    Вконтакте — https://vk.com/aslanfoto

    kak-eto-sdelano.livejournal.com

    Глава 4. Технология добычи

    Поиск Лекций

    Балтийский шпрот или балтийская килька — основной объект промысла. Достигает длины в 13—15 см. Балтийский шпрот нерестится в весенне-летний период. Основные места обитания расположены в юго-западной части моря и у входа в Рижский и Финский заливы. Зимой, весной и осенью шпрот подходит к берегам. Летом находится на глубине, в придонных слоях воды. Ловится преимущественно тралами, сетями, неводами.

    Трал — высокопроизводительное буксируемое (тралирующее) сетное отцеживающее орудие лова, широко применяемое в мировом морском промышленном рыболовстве. Представляет собой большой сетный буксируемый рыболовным траулером мешок, сделанный из канатов и сетей (делей). Передняя часть трала (устье) при тралении раскрывается специальными распорными устройствами: по горизонтали —траловыми досками (подвешенными перед крыльями трала), а по вертикали — грузами (подвешенными к нижней подборе), поплавками (подвешенными к верхней подборе) и гидродинамическими щитками.

     

    Раньше тралы использовали исключительно для поимки трески, камбалы, наваги у самого дна недалеко от берега. Сегодня, благодаря техническому прогрессу и последним инновационным разработкам, доступны работы на глубине до 2 000 м, что существенно обогатило ассортимент добычи: теперь в сети попадают минтай, сельдь, лимонема и макрорус.

    Тралы устанавливают на траулеры – наиболее распространенный вид промысловых судов. Они имеют различную комплектацию (многие оборудованы эхолотами, приборами контроля параметров трала, позволяющими следить за состоянием конструкции в воде и наводить на скопления рыбы), однако методика добычи у всех одинаковая. Суда оснащены удобными механизированными линиями для подъема, разделки, мойки, обработки, иногда даже консервации рыбы, что позволяет дольше оставаться в море, повышая объемы улова. Кроме того, обычно на борту есть морозильные камеры, куда складывается готовый товар.

    Виды тралов:

    · Донный. Сеть используется для поимки обитателей дна и его поверхности.

    Состоит из нескольких частей: тралового кабеля, щитков, грузов, распорных досок, ваеров, хотлайна и футропа – верхней и нижней сети, «крыльев» и «кутка». При помощи специальных досок трал раскрывается, верхняя часть нависает над нижней, образует козырек (сквер), предотвращая потерю уже пойманной добычи и повышая шансы захватить косяки, идущие чуть выше поверхности дна. Нижние подборы оснащены специальными приспособлениями – грунтропами, которые позволяют избежать зацепок за камни, скалы, засасывания в мягкую почву. Сбоку трал оснащен «крыльями», которые так же эффективно ловят рыбу. По ходу движения добыча смещается в дальний угол сети — «куток». Ячейки сетки постепенно становятся все меньше: в самом начале это крупная вязка, в финале — мелкие «окошки», не дающие рыбе уплыть, в том числе и под давлением массы улова.

     

    2. Разноглубинный, пелагический. Используется для лова косяков рыбы на различных глубинах водяной толщи.

    Состоит из тралового кабеля, щитков, грузов, ваеров, распорных досок, сети, «крыльев» и «кутка», но в отличие от донного трала, нижняя и верхняя часть сети здесь одинакового размера. При движении судно тянет ваера – длинные буксировочные стальные канаты, идущие от распорных досок к судну, трал раскрывается, движется, расправляется и начинается улов пелагической рыбы.

    Устанавливается на крупнотоннажные рыболовецкие суда (СТР, БМРТ), имеющие на борту систему последующей обработки добычи.

    Все тралы выполнены из современных, высокопрочных, облегченных материалов, позволяющих работать дольше и эффективней без схода на берег. Данный метод обеспечивает вылов с наименьшими затратами энергоресурсов: оборудование и навигация позволяют ориентироваться на месте и находить большие скопления рыбы, а приборы контроля системы делают улов максимальным.

    Конструктивные элементы трала:

    Траловые доски. Парные (симметричные) металлические устройства, предназначенные для раскрытия устья трала по горизонтали. По сути являются гидродинамическими щитками. Траловые доски (левая и правая) соединяются с траулером посредством длинных стальных тросов — ваеров. С помощью, относительно коротких тросов — кабелей доска соединяется с верхней и нижней подборами трала. В донных и пелагических тралах применяются различные по конструкции траловые доски — донные и разноглубинные. Конструкции траловых досок очень разнообразны. От правильного выбора типа, размера и правильной настройки траловой доски в значительной степени зависит улов трала. В процессе траления, пара траловых досок занимают такое положение в набегающем потоке воды, что создаётся большая гидродинамическая сила, растягивающая устье трала в горизонтальном направлении.

    По конструктивным типам доски бывают: прямоугольные, овальные, сферические, V-образные, щелевые, с предкрылкам, с закрылками и т. п. Для определения эксплуатационных характеристик траловых досок (их гидродинамических коэффициентов), их модели испытываются (продуваются) в опытовых бассейнах в гидролотках.

     

    Макет донного рыболовного трала, буксируемого судном

     

    Общий вид трала

     

     

    Рыболовная сеть — плетёное из нитей орудие лова, или сетное орудие лова, используемое в рыболовстве для добычи рыбы в большом количестве. Сетные снасти бывают двух типов — объячеивающие и отцеживающие.

    Объячеивающие орудия лова. Принцип действия объячеивающей сети, обычно так и называемой рыболовной сетью, или жаберной сетью, основан на том, что сетное полотно выставляют вертикально на пути следования рыбы, которая, пытаясь пройти сквозь сеть, запутывается в ячее — объячеивается. Попадающая в сеть рыба, если она больше расстояний между узлами сети, запутывается в ячее сети жаберными крышками тем сильнее, чем сильнее пытается выбраться. Выборка рыбы из жаберной сети нередко сопряжена с определёнными трудностями, связанными с распутыванием из ячеи каждой отдельной рыбы

    Отцеживающие орудия лова. Принцип действия отцеживающей рыболовной сети основан на задерживании (обмётывании) рыбы на определённом участке акватории относительно мелкоячеистым сетным полотном, и процеживании воды сквозь ячею при выборке сети с уловом на берег или на борт судна. При этом объячеивание рыбы крайне нежелательно, так как затрудняет выборку запутавшейся рыбы. Подобная крупная отцеживающая рыболовная сеть обычно называется неводом. К мелким отцеживающим сетям относятся также «паук» и бредень. К отдельной подгруппе отцеживающих сетей относится рыболовный трал — орудие лова в виде сетного мешка, буксируемого судном в толще воды (пелагический, или разноглубинный трал) или по поверхности грунта (донный трал).

    Невод — крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах в речном, озёрном, прибрежном и морском (океаническом) рыболовстве. Принцип лова большинства неводов основан на обмётывании скоплений рыбы и вытягивании сети с уловом на берег или на борт судна. Основное отличие невода от объячеивающих орудий лова, например, жаберной сети, состоит в том, что невод — это подвижное орудие лова и мелкая ячея невода предназначена для процеживания сквозь неё воды при выборке, а не для запутывания (объячеивания) в ней рыбы жаберными крышками. При выборке невода пойманная рыба остаётся на сетном полотне или скатывается в специальный мешок в средней части невода — мотню, или куток.

    По способу лова невода разделяют на четыре типа — закидные невода, обкидные невода, донные невода и ставные невода — наиболее разнообразная группа, которую относят к особому типу стационарных прибрежных орудий лова — ловушкам. По месту лова различают невода речные, озёрные и морские.

    Закидные невода. Относятся к старейшим орудиям лова и применяются при береговом лове, когда сеть постепенно забрасывают с лодки в виде дуги (вершиной направленной в противоположную от берега сторону), а вытаскивают (притоняют) на берег. В настоящее время закидные невода используют в основном на таких внутренних водоёмах как реки, озёра и водохранилища. В зимнее время закидные невода опускают под лёд через большую продолговатую прорубь — мойну и затем протягивают дугой с помощью вспомогательных мелких лунок.

    Обкидные невода. Главным образом морские (иногда озёрные) невода, применяемые вдали от берега и выбираемые на борт судна. Наиболее примитивными по конструкции и способу лова являются распорные невода, которые изредка применяются для ловли рыбы на мелководьях морей и озёр. Их устройство напоминает закидные невода. Более высокопроизводительными орудиями активного лова среди обкидных неводов, используемых вдали от берега, являются кошелькирующиеся невода, к которым относят кошельковые невода. Принцип лова кошелькового невода состоит в обмётывании огромной сетной стенки вокруг обнаруженного косяка рыбы и последующем стягивании нижней части невода наподобие кошеля или кисета. При этом пойманная рыба остаётся внутри чаши невода. Затем невод выбирают на палубу судна, а пойманную рыбу сливают в особую часть невода, называемую слив, или притон, откуда её затем и выбирают.

    Ставные невода. Ставной невод — это стационарное рыболовное орудие, принцип действия которого основан на установке на пути рыбы неподвижного препятствия «крыла», которое направляет её в ловушку. Высота боковых стенок ловушки, как правило, достигает поверхности воды. Длина крыла обычно колеблется от 250 до 100 м.

    Рыба, пойманная ставным неводом, остаётся неповреждённой и долгое время сохраняется живой внутри ловушки. Кроме того, ставные невода применяют на илистом дне или при подлёдном лове, когда использование других средств лова затруднено. Основными недостатками ставного невода являются сложность монтажа, дороговизна крупных неводов и подверженность разрушению при плохой погоде.

    Донные невода. Небольшие невода, применяющиеся главным образом для прибрежного донного озёрного и морского лова с малых судов или с берега. К этой подгруппе неводов относится мутник, или снюрревод, практически идентичная им по конструкции механизированная драга и некоторые другие орудия лова. По способу лова донные невода относятся ко второй подгруппе отцеживающих орудий лова — тралирующим орудиям лова, а по конструкции и технике лова занимают промежуточное положение между закидными неводами и донными тралами, представляя собой сетной мешок с короткими неводными крыльями, мотнёй и кутком в центре.

    Донным неводом, как и закидным неводом, обмётывают участок водоёма с берега или с борта судна, охватывая сетью с очень длинными урезами (ваерами) большой участок дна. Затем осуществляется выборка и тяга невода за урезы (достигающие порой длины 1500—2000 м) с помощью лебёдки или собственным ходом судна. Урезы, перемещаясь по дну, взмучивают ил и песок (отсюда название «мутник») и отпугивают рыбу, которая перемещается к центру обмётанного пространства.

     


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    

    poisk-ru.ru

    Как проходит промышленная рыбная ловля

    В этом посте я хочу рассказать о непростой деятельности — промышленной рыбной ловле. Сотни человек месяцами живут в море, на рыбо-добывающих судах, в отрыве от семьи и друзей, ежедневно выполняя опасные и тяжелые работы. Здесь совершенно нет никакой морской романтики. Только сильные духом и телом в наших рядах. Мы добываем для людей свежемороженую рыбу — мы промышленные рыбаки!

    На фото выше БАТ-М или Большой Автономный Траулер Морозильный — это легендарное рыбопромысловое судно — траулер проекта 1278 типа «Пулковский Меридиан». Основное его предназначение: промысел рыбы пелагическими и донными тралами, а также самостоятельная обработка, замораживание и хранение улова, производство из него готовой продукции в виде консервов.

    Длина судна составляет 103,1 метра; ширина — 16 метров. Экипаж может достигать 96 человек.

    Все фото были произведены в промысловом рейсе 2017 года в близ берегов Арабской страны Мавритания на Западе Африки.

    Вид с носа. Судно в крапинку. Труды бесчисленных морских птиц.

    Вид с кормы. Прямоугольные пластины — Траловые доски.

    За свою пятилетнюю морскую карьеру, провел на БАТ-Мах несколько лет — траулер мне стал вторым домом. Все такое родное и знакомое.

    Рейсы длятся на рыболовном флоте от 4 до 10 месяцев, в зависимости от условий контракта, на протяжении всего этого времени моряки полностью изолированы от берега. Даже выгрузки рыбопродукции происходят в море.

    БАТ-М ошвартован с Рефрижераторным судном — выгрузка рыбопродукции.

    Не каждый человек готов морально к такой изоляции. Компенсируются такие тягостные лишения: комфортными условиями проживания, вкусной и питательной пищей, полным снабжением спец одеждой каждого члена экипажа и конечно же высокой и достойной заработной платой.

    Готовая продукция покидает борт промысловика.

    А откуда и как берется эта готовая продукция? Предлагаю рассмотреть процесс ловли на примере одного траления.

    Набор трала для постановки

    На фото видно как палубная команда занята перекладыванием сети и очисткой ее от остатков рыбы. На этом этапе моряки раскладывают сеть в определенном порядке, для того что бы трал после постановки принял свою правильную форму.

    Что же такое трал????

    Как проходит промышленная рыбная ловля

    Трал

    Трал представляет собой большой сетной буксируемый мешок, сделанный из канатов и сетей, открытый с одного конца и завязываемый с другого. Передняя часть трала при тралении раскрывается специальными распорными устройствами: по горизонтали — траловыми досками, подвешенными перед крыльями трала, а по вертикали — грузами, подвешенными к нижней подборе и поплавками, подвешенными к верхней подборе. Трал обычно буксируется за судном с помощью двух стальных тросов — ваеров.

    Возможна буксировка трала на одном ваере или четырёх, что применяется при парном (близнецовом) тралении, когда трал тянут два однотипных судна. Различают тралы донные, предназначенные для лова рыбы, которая обитает около дна моря (треска, зубатка, пикша, палтус и др.), и пелагические (разноглубинные), предназначенные для лова рыбы, находящейся в толще воды (сельдь, сардина, скумбрия, ставрида и др.).

    Иными словами — трал это огромный мешок который судно буксирует за собой. Суть рыбалки — собрать в мешок как можно больше нужной рыбы.

    Постановка осуществляется сбрасыванием уложенного трала за борт, в кормовой части судна, по слипу.

    Слип -специальный спуск к воде. Две кучи сетей по бортам — уложенные тралы.

    Трал цепляют лебедкой и тянут к слипу, дальше он скатывается под своим весом и вытягивается в воде. Через минут 10 как только он полностью выйдет за борт к нему подключают траловые доски.

    Траловые доски

    Траловые доски — специально отлитые пластины из метала. Играют роль подводных крыльев. Во время траления они расходятся в стороны — тем самым расправляют горловину тралового мешка, что позволяет рыбе беспрепятственно в него попасть. Так же доски оснащаются современными беспроводными датчиками, которые сообщают рыбакам оперативную информацию о своем положении, глубине и геометрические параметры трала

    Траление

    Траление может длиться от 1 часа до 12 и даже 16 часов. Все зависит от навыков штурмана и простой рыбацкой удачи. На протяжении всего траления судоводитель контролирует ход трала, его глубину, оценивает заход рыбы и планирует пути по потенциально рыбным местам. Эта деятельность требует большого внимания, опыта, и судоводительской ловкости. Ведь с тралом судно очень сильно ограничено в маневрах. Ошибки могут стоить порыва трала о скалистый грунт или столкновения с другим судном.

    Ну что, выберем трал?

    Начало выборки — Морские птицы хороший знак.

    Выборка трала процесс далеко не быстрый — длиться от 30 до 50 минут. Трал тянут ваерными лебедками, отключают траловые доски, и после чего сеть начинает свой путь по слипу.

    Полный трал заходит в слип.

    Кажется удача сегодня на нашей стороне — мешок полон как никогда, виднеется хорошая рыба.

    Трал на палубе

    Наполненный трал медленно растягивается на промысловой палубе. Начинается подготовка заливки рыбы в накопители фабрики.

    Палубные матросы заливают морскую воду в глубь трала, благодаря чему рыба может с легкостью вытекать в техническом отверстии трала.

    Ставрида засыпается в бункер фабрики.

    Отличный улов. На борт подняли примерно 70 тонн свежей рыбы

    источник





    yaustal.com

    Как проходит промысловый лов рыбы? Ч. 1. Дрифтер, кошелёк, трал… | Мир вокруг нас

    Лет 25 назад рыба была одним из самых дешевых продуктов питания, килограмм мороженой трески с головой стоил 48 копеек, а обезглавленной, потрошеной — 65 копеек. Люди старшего поколения помнят, что на предприятиях общественного питания проводились по четвергам «рыбные дни». Морское рыболовство поставляло ежегодно от 20 до 25% белков животного происхождения.

    Что же видим теперь? На прилавках магазинов ассортимент рыбы невелик, разве что в приморских городах он больше. Конечно, частично недостаток морской и океанической рыбопродукции восполняется речной и озерной, но ее все равно недостаточно. А стоимость морской рыбы, не говоря уже о разных деликатесных изделиях, превышает цену на мясо. И количество рыбных продуктов, потребляемых населением, за последние 15 лет резко снизилось. В чем же причины таких изменений? Моря, что ли, оскудели?

    С морским рыболовством у меня связан большой отрезок жизни. Муж на рыболовецких судах прошел путь от третьего штурмана до капитана дальнего плавания. Я проработала около 10 лет в техническом отделе Базы океанического рыболовного флота (БОРФ), так что о том, с каким трудом добываются дары моря, прежде чем попасть к нам на стол, знаю не понаслышке. Океаническое и морское рыболовство — тяжелый и дорогостоящий труд, не зря говорят: «рыбак — дважды моряк!»



    Совершим небольшую экскурсию в прошлое. СССР (теперь Россия) являлся великой морской державой, у нас самая большая протяженность морских границ. Советский Союз имел огромный рыбопромысловый флот, на Севере, Юге, Западе и Востоке. Существовали региональные управления, руководившие рыбодобычей: «Запрыба», «Севрыба», «Азчеррыба», «Каспрыба», «Дальбыбпром». Только в Клайпеде к середине 80-х годов было более 200 рыболовецких и приемно-транспортных судов разного размера, от маленьких РС и МРТ (рыболовный сейнер и малый рыболовный траулер) до огромных плавучих заводов — плавбаз. А в состав управления «Запрыба» входили еще добывающие базы Калининграда, Латвии, Эстонии и Ленинграда.

    Способов добычи рыбы в морях существует много: разного рода сети, невода, тралы т.д. До середины 60-х годов прошлого века морской промысел рыбы нашими судами (я имею в виду суда управления «Запрыба») в основном велся либо дрифтерными сетями, либо кошельковыми неводами.

    На кошельковом лове специализировались небольшие рыболовецкие сейнеры, типа РС-300, с командой в 13 человек. Кошельковый невод, или «кошелёк», как его называют сами рыбаки — это огромная, длинная и высокая сеть, верхняя подбора которой снабжена поплавками, а нижняя — грузилами и большими металлическими кольцами (через них продевается стягивающий трос).

    Обнаружив у поверхности моря косяк рыбы, сейнер выбрасывает невод — обмётывает им стаю, полностью замыкая круг. Затем стягивающий трос быстро берется на лебедку и нижняя кромка невода затягивается «кошельком», не давая рыбе уйти вглубь. Рыба остается внутри невода, как в чаше. Потом невод поднимают на судно, стягивая верхнюю подбору, и выбирают улов.

    Чем-то «кошелёк» напоминает обычный речной невод, с которым я в детстве рыбачила с папой, только очень большого размера. Чтобы невод «пришёл» с рыбою, а не пустой, капитану судна надо иметь знания и опыт, который нарабатывается годами.


    Дрифтерным ловом в те годы занимались МРТ и СРТ (средние рыболовные траулеры) с экипажем 18−24 человека. Они вели промысел сельди в Балтийском, Северном и Норвежском морях. Дрифтерный способ состоит в том, что на путях миграции рыбных косяков ставятся дрифтерные порядки — что-то вроде забора из сетей. Такой порядок имел от 60 до 120 сетей по 25−30 метров каждая, вытягивался на 3−5 километров. Сети эти из тонких ниток, рыба, попадая в них, запутывается и не может выбраться.

    Судно дрейфует с порядками от 6 до 8 часов (слово «дрифтерный» и образовано от английского «дрейф»), затем сети выбираются с помощью специальной лебедки — шпиля. Работа очень тяжелая, канат, к которому крепятся сети, толстый, примерно в руку человека, к тому же мокрый. Один из матросов занимается укладкой каната в трюм. Когда сети выбраны, вся команда, кроме вахтенных штурмана, рулевого и механика, выходит на засолку и укладку рыбы в бочки.

    Суда типа МРТ и СРТ не имели морозильных камер, рыбу солили в бочках по 100 кг. Загрузив до отказа трюмы, около тридцати тонн, судно шло на выгрузку к плавбазе, которая, как правило, стояла не в открытом море, а где-нибудь за островами, в затишке. Сдав груз, получали новую бочкотару, продукты, топливо, воду, почту, меняли кинофильмы. И снова на промысел.

    Рейсы для такого типа судов длились 110−112 суток, но, в случае непредвиденных обстоятельств, могли продлиться и до 120 дней. Последний рейс на дрифтерный лов в Норвежское море муж сделал в 1967 году, после чего судно переоборудовали под траловый лов. Калининградские, латышские, эстонские, мурманские рыбаки слегка опередили литовских, начали ходить на траловый лов года на три раньше.

    К тому времени в наших флотилиях уже появились более крупные суда, с морозильными установками, приспособленные для тралового лова рыбы — СРТМ (средний рыболовный траулер морозильный), и СРТМ-К — тот же СРТМ, но с кормовым тралением, то есть с открытой кормой для спуска и поднятия трала.

    На этих судах команда была уже 28 человек, так как здесь велась частичная разделка улова и заморозка. Они были значительно лучше оборудованы навигационными приборами и различными механизмами, имели опреснительные установки для воды. Расширились и районы промысла. Суда работали теперь далеко от родных берегов, в районе Большой Ньюфаундлендской Банки (БНБ — сокращенно) и Банки Джорджес, к юго-западу от Ньюфаундленда.

    Банками называются районы мелководья около островов, чрезвычайно богатые промысловыми рыбами, особенно морским окунем, хеком, ставридой. Переход на промысел в этот район занимал 20−21 сутки, суда выходили из порта и шли группами не менее трех, на случай оказания помощи друг другу. Из-за длительных переходов увеличилась продолжительность рейсов: сначала до 120, потом и до 135 суток.

    Трал — это огромный мешок сложной конструкции, из сети, называемой делью, изготовленной, как правило, из капроновых или других синтетических нитей. Он похож на кулек, раскрывающийся с помощью специальных распорных досок. Самая узкая часть трала — куток, верхняя, широкая, раскрывающаяся — крылья. Судно буксирует трал за специальные канаты — ваера, и таким образом улавливает встречающуюся на пути рыбу.

    Тралы бывают разные, и для малых глубин, и для больших, донные и разноглубинные. С тралами могут работать суда разных размеров, как малотоннажные, так и средние, и крупные. Бывают ещё близнецовые тралы, которые буксируются сразу двумя одинаковыми судами, что позволяет увеличить раскрытие входной части трала. Близнецовые тралы использовались нашими судами типа МРТ и СРТ на облове креветки у берегов Африки в 70-е годы.

    Продолжение следует…

    shkolazhizni.ru

    Рыболовный трал — это… Что такое Рыболовный трал?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Трал.

    Трал — это орудие лова, широко применяемое в мировом промышленном рыболовстве. Это наиболее высокопроизводительное орудие лова, широко распространённое в большинстве зарубежных стран. В России траловый лов также является ведущим. Особенно широко он распространён в Баренцевом море, на Балтике, в Дальневосточном бассейне, Атлантическом, Тихом океанах и других районах.

    Трал представляет собой большой сачок сделанный из канатов и сетей (делей). Передняя часть трала (устье) при тралении раскрывается распорными устройствами: траловыми досками по горизонтали и грузами, поплавками, гидродинамическими щитками по вертикали.

    В процессе лова трал буксируется специально оборудованными судами — траулерами.

    Также трал может буксироваться двумя небольшими судами. В этом случае говорят о близнецовом трале.

    Тралы бывают донные и пелагические. Лов донным тралом считается особенно губительным для морских обитателей, так как при его использовании уничтожается донная растительность, кораллы, водоросли и пр.

    Галерея

    Выборка трала.

    • Начальная стадия

    • Конечная стадия

    dic.academic.ru

    Рыболовный трал

     

    № 15256 и Ю,ЭР

    1, ПЙТ НТ HR ИЗОБР ТЙИИЙ

    ОПИСАНИЕ рыболовного трала

    К патенту М. И. Корнеева, заявленному 30 июня 1926 года (заяв. свид, № 10137).

    О выдаче патента опубликовано 31 мая 1930 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 мая 1930 года.

    Предмет патента.

    Предлагаемое изобретение касается рыболовного трала для придонной ловли, состоящего из сети без мотни и снабженного рядом вс1ронкообразных вставок в его зеве, распорными крыльями по бокам последнего и грузилом в виде цепи у нижней подборы, и состоит в конструктивном его выполнении.

    Рыболовный трал, изображенный в двух проекциях прилагаемого чертежа фиг. 1 и 2, изготовляется из обыкновенной рыболовной сетчатой ткани и имеет форму неглубокого мешка А (примерно 12X6X1 саж.) без мотни с одним лишь отверстием Е íà ее обычном месте, для выборки пойманной рыбы, закрытого спереди рядом сетчатых воронкообразных вставок Б со щелевидными входными отверстиями К в глубине каждой из них и парусинными нашивками В у внешних их краев, которыми каждая смежная пара воронок соединяется между собою. Нашивки В предназначаются для распора трала водой в поперечном направлении (в ширину).

    К боковым краям трала прикреплены сетяные распорные крылья Г, так же обшитые по верхнему и нижнему краям

    Г парусиной, для „коренного обтягивания» и влечения трала при помощи канатов Я, прикрепленных за их углы. Грузилом служит цепь 3, прикрепленная к нижнему краю общего отверстия трала.

    Рыболовный трал для придонной ловли, состоящий из сети без мотни и снабженный рядом воронкообразных вставок в его зеве, распорными крыльями по бокам последнего и грузилом в виде цепи у нижней подборы, отличающийся применением, с целью расправления зева: 1) нашивок В из материи на. местах стыка воронок Б и 2) сетяных. распорных крыльев Г (фиг. 1 и 2).

      

    findpatent.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *