Село рязанская область казарь – Казарь | Достояние

Содержание

Казарь | Достояние

Несмотря на старания историков, доподлинно узнать о делах давно минувших дней, видимо, не удастся никогда. И не факт, что летописи доносят правду, ведь сам летописец, скорее всего, находился под влиянием действовавшей власти. Яркие для страны события он стремился приукрасить, расписав детали. События позорные, возможно, замалчивались. А как иначе объяснить провалы в хронологии «Повести временных лет»?

В реконструкции событий большую пользу приносит перекрёстный анализ документов, когда выводы делаются на основе информации из нескольких источников. Русские, византийские и арабские летописцы заочно попадают на «перекрёстный допрос», и их показания частенько не сходятся. Зато выясняются интересные детали Куликовской битвы и похода киевлян на Константинополь. Восполнить пробел помогают археологи, но и здесь возможности ограничены, потому как от жителей Рязанской земли, живших тысячу лет назад, в лучшем случае сохранились лишь кости. А вот мысли, тайные страсти, личные факты подвига или предательства — всё это ушло в небытие. Оттого в истории так много двойных версий в толковании громадного числа давних событий. В ситуации явного недостатка фактов историки прибегают к обычной логике и методу широких аналогий, стараясь увидеть проявление общей закономерности. Вот и село Казарь, по одному лишь созвучию в названии, повелось связывать с историей взаимоотношения Руси с их давними врагами — хазарами. Истории увлекательной, со множеством крутых поворотов и подводных течений.

На территории современного села у крутого обрыва в пойму Оки сохранились песчаные насыпи оборонительных валов какого-то древнего города. При раскопках археологи обнаружили осколки посуды, стеклянные браслеты, пряслица и другие артефакты времён Древней Руси, что по времени совпало с периодом существования Хазарии. Только вот подобных городищ с валами на рязанской земле не один десяток. Народ хазарский давно исчез, а выжившие осколки этноса, по мнению выдающегося географа и историка Льва Гумилёва, видимо, стали частью будущих казаков. Вместе с народом исчез и язык. Побывать в селе Казарь — значит шагнуть более чем на тысячу лет в прошлое и увидеть своими глазами руины древней цивилизации, неудачно пытавшейся поставить наших предков на колени долговой кабалы, но сметённой силой духа.

Около двух тысяч лет назад в дельте Волги жил особый народ — хазары. Развитие любого народа тесно связано с ландшафтом его окружения. Волга при впадении в Каспийское море бьётся на рукава и протоки — ерики. Могучая река, размывая берега от нынешней Твери до Волгограда, несёт большую массу ила и песка вниз по течению, и при впадении в Каспий потерявший скорость поток избавляется от непосильной ноши. Река загромождает морское мелководье наносами, прорывает песчаные тромбы и вынужденно дробится на новые рукава. За многие тысячи лет Волга создала удивительный ландшафт самой большой речной дельты в Европе, отвоевав у Каспия участок морского дна площадью в треть Рязанской области. Дельту Волги иногда называют Каспийскими Нидерландами. Так что родина хазар — вовсе не степи, в чём их часто путают с половцами и печенегами.

Волжская дельта — тростниковые заросли в лабиринте ериков, где без проводника можно безнадёжно заплутать. Основным ресурсом хазар всегда была рыба и виноградники. В протоках Волги водились осётры и стерлядь. Волжский рукав — река Ахтуба, которая сегодня приманивает охотников до воблы со всей страны, в то время и был Волгой. С той поры минуло полторы тысячи лет. Каспийское море увеличилось в размерах и затопило свою дельту, а затем вновь стало высыхать, отступив к современным границам. А Волга произвела «в главные» свой правый рукав, сделав Ахтубу всего лишь протокой. Но за это время хазары успели создать могущественный каганат, распространив свою власть и на Киев, и на Рязанщину. А затем канули в лету.

О былом расцвете хазар упоминает «Повесть временных лет» монаха Нестора. Древний автор одной фразой упомянул, что когда князь Святослав отравился бить хазар, то пошёл из Киева не напрямую, то есть на восток, а сделал большой крюк, уйдя на север, на Оку, где жили вятичи. Здесь и состоялся короткий, судя по летописи, разговор. На вопрос Святослава: «Кому дань платите?», вятичи отвечали: «Козарамъ по щьлягу от рала даемъ». «Щеляг» — название монеты, а рало — древний сельхозинвентарь, прообраз сохи. В общем, власть хазар докатилась на север до самой Оки и племена Поочья вынуждены были платить дань хазарскому кагану. Заметим, что хазар называли козарами, что укрепляет версию происхождения и современного названия села Казарь, и речки Казарки.

В этом хитросплетении событий учёных волнует поиск закономерностей. Ну каким образом небольшой народ, привязанный к дельте Волги, в короткие сроки возмужал, подчинив себе половину Восточной Европы и подмяв под себя молодую Русь?

Хазарское государство — каганат — ряд авторитетных историков называют классической химерой, где пришельцы захватили власть над аборигенами Нижнего Поволжья и управляли ими пару веков. Пришлый народ — иудеи, в роли аборигенов — хазары. Их сосуществование на одной территории не привело к смешению культур и появлению единого народа, однако и тех, и других со временем стали именовать хазарами. Так и в наши дни в Германии при совместном проживании на одной территории немцев и турок не происходит их смешения. При этом власть, торговля и денежные потоки были в руках пришлой иудейской верхушки, а коренные хазары были у них на посылках. История Хазарского каганата поучительна как пример ответа на риторический вопрос: «Кого и чему учит история?». Но обо всём по порядку.

Всё началось более полутора тысяч лет назад и задолго до появления Киевской Руси. В середине первого тысячелетия нашей эры уровень Каспийского моря-озера, по данным геологов, был ниже современного на 8 метров. Северная половина самого большого озера планеты крайне мелководна. Дно плоское и глубина нарастает медленно. Поэтому при падении глубины даже на 8 метров береговая линия отступила на целую сотню километров и дельта Волги разрослась до небывалых размеров. Но спокойное бытие хазар продолжалось недолго. Сначала, в VII-VIII веках, их притеснили перешедшие через Кавказ арабы. Но хазары успели «задружиться» с тюрками — воинственными кочевниками, которые крепко сидели в седле и раньше других освоили саблю. Тюрки долго воевали с китайцами времён династии Тан, но в середине VII века были разбиты и вынужденно бежали на запад, где и нашли приют в низовье Волги. Хазары приняли кочевников, а их предводителя произвели в ханы. История чем-то напоминает призвание варягов на Русь. Время шло и тюркские ханы, возглавив хазар, создали систему защиты от арабов, наступавших со стороны Азербайджана и Дагестана.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Затишье было недолгим. Слишком выгоден геополитический, а значит и экономический контроль над Нижней Волгой, и это всегда понимали обладатели предпринимательской жилки и торговой хватки. Такой силой стали евреи, пришедшие разными путями из обуреваемой волнениями Персии. Там, в пятом веке, персидский визирь Маздак возглавил государственный переворот против шаха Кавада. Одна группа евреев его поддержала, другая встала на сторону опального шаха. Противники Маздака спешно бежали в Византию. Но власть Маздака оказалась недолгой. Сын шаха Кавада — Хосров призвал на помощь кочевников и в 529 году смял войска узурпатора, а самого Маздака повесил. Сторонников предателя, среди которых числились и евреи, закапывали в землю живьём вниз головой. Уцелевшие сторонники Маздака бежали на север, и в конечном итоге пришли в Хазарию. Вскоре в Хазарии появилась вторая, византийская группа евреев, которые не ужились с греками.

Медленно, но верно, в хазарском обществе развивался процесс, в результате которого по мнению Льва Гумилёва, в руках иудеев «оказались дипломатия, торговля и образование». В начале девятого века в стране произошёл государственный переворот. Некий Обадия захватил власть, опираясь на отряды иностранных наёмников того времени — печенегов и гузов. Тюрки, военное сословие Хазарии, были изгнаны из страны. Новое руководство сменило экономический вектор. И вскоре Хазария буквально ворвалась в систему международной торговли, захватив контроль над торговыми путями из Европы в Китай.

Торговля с Китаем в VIII-IX веках была чрезвычайно рискованной, но приносила ощутимую прибыль. И главным товаром стал шёлк. Вот только расстояния тогда измерялись даже не километрами, а затратами времени длиною в долгие месяцы. Торговый путь проходил через степи уйгуров, пересекал Семиречье, шёл мимо озера Балхаш к Аральскому морю, а далее к городу Ургенч. Преодолев жуткую пустыню плато Устюрт караваны пересекали реку Яик, ныне называемую Уралом, и выходили к Волге. Здесь, на середине пути, утомлённых торговцев ждала долгожданная награда, сплетённая из всех понятий об удовольствиях древнего Востока. Роскошный отдых, изысканные угощения, волжская рыба, вино, музыканты и восточные танцы красавиц были к услугам богатых караванщиков. Караваны уходили на запад, в Европу, а капиталы, шелка и рабы скапливались у заправлявших экономикой Поволжья торговцев.

Экономика Хазарии во многом зависела от стабильности Китая, а там после долгого затишья произошла катастрофа. Крестьянское восстание против династии Тан в 874-901 годах поставило во главу угла вопрос о запрете торговли с иноземцами. Восставшие взяли Кантон и вырезали всех иностранцев. Страсти кипели почти 27 лет. В конечном итоге и предводитель восстания Хуан Чао погиб, и правительство взяло верх, но экономика Поднебесной была разорвана в клочья. Китай выбыл из мировой торговли, потому что стало нечего вывозить — шелководство пришло в упадок, некому стало вырабатывать шёлк и ухаживать за тутовыми деревьями. Караваны двугорбых верблюдов, гружёных шелками, иссякли.

Именно тогда, в поисках путей импортозамещения, в поле зрения хазар и попала Древняя Русь и её соседи как зона экономического влияния. Тысячелетиями отработанный механизм — сначала военное подавление, а затем навязывание торговли на выгодных победителю условиях — вполне проявился и в действиях хазар. Впереди шли воины, за ними, спустя некоторое время, купцы. Война позволяла сорвать большой разовый куш, торговля же обеспечивала постоянный долговременный доход и процветание стране, контролирующей потоки товаров. Поднявшись по Волге, хазары разгромили Камскую Булгарию, а затем проникли в Великую Пермь — Биармию. И потянулись караваны, но уже не с шелками, а с мягкой рухлядью — драгоценными мехами соболей, куниц и горностаев для арабской знати, с рабами и рабынями для гаремов султанов и эмиров Багдадского халифата. Вдобавок хазары освоили торговлю детьми. Экономика Хазарии, подорванная китайскими проблемами, переживала второе рождение.

Бесперебойную торговлю иудейской верхушке хазар обеспечивала армия наёмников из Гургана. Закавказские легионеры за высокую плату подарили хазарам победы и над гузами на реке Яик, и над булгарами на Каме, и над буртасами на реке Сакмаре, и над сабирами на Донце. Но когда пришлось драться с единоверцами-дейлемитами, гурганцы отказались. Эти дейлемиты появились на осколках Багдадского халифата, от которого в IX веке откололась Испания, страны Магриба, Средняя Азия, Восточный Иран, а также Дейлем. Войска Дейлема в 945 году захватили Багдад, а затем заблокировали хорошо освоенный путь с Волги в Багдад по берегу Каспия, подрывая хазарам налаженную торговлю. В поисках выхода из трудного положения, хазары обратились за высокооплачиваемой помощью к русам. В первом походе русская дружина разграбила остров Абескун. Второй поход в 913 году закончился гибелью русского войска. Детали до сих пор неясны, но известно, что после неудачного столкновения с дейлемитами, на обратном пути русы зачем-то разорили город Гянджу в Азербайджане. По возвращению, гурганская коалиция внутри хазарской армии жестоко отомстила русам за единоверцев. Те, что сумели спастись, были перебиты на Волге буртасами.

В 939 году князь Игорь захватил принадлежавший Хазарии город Самкерц (современная Тамань) — стратегический объект на берегу узкого Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря. Хазары под командованием «достопочтенного Песаха» выбили русских из Самкерца, форсировали пролив и вырезали в 940 году христианское население в Крыму, а затем повернули на Киев, обложил русское княжество данью. «Повесть временных лет» сообщает — русы отдали хазарам свои мечи. Именно в это время жители рязанской земли стали данниками хазар, равно как и сам топоним «Козарь» или «Казарь» укоренился на крутом берегу Оки на равном удалении от будущих Рязани и Старой Рязани. Пользуясь положением победителя, хазары посылают русскую дружину на повторную войну с дейлемитами. Восточные источники сообщают: русы героически захватили крепость Бердаа, но слегли от какой-то кишечной инфекции, вероятно, дизентерии. Домой никто не вернулся, и в русских летописях об этом походе нет ни слова.

«Повесть временных лет» донесла жуткую историю о том, как князь Игорь в 944 году отправился за данью к древлянам и был ими убит, и как княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа и сожгла городок Искоростень. И вся эта история возникла именно потому, что Игорь был вынужден собирать дань для Хазарии с многочисленных народов и центра, и окраин Руси.

Считается, что княгиня Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, отправилась в Константинополь и крестилась задолго до крещения Руси Владимиром, не только из духовных соображений, но и с целью приобретения сильного союзника в лице греков в борьбе с хазарами. Молодой князь Святослав, выросший в отважного и умного полководца, летом 964 года отправился в поход, изменивший карту всей Восточной Европы. Успех его военных подвигов кроется и в личности полководца, о котором, как и о Суворове писали, что был стоек к испытаниям пути и делил все тяготы со своими солдатами наравне. Как было упомянуто выше, идти пришлось окружным путём — степи были закрыты племенами кочевников. Хазария лежала к востоку от Киева, но Святослав направился на север. Русское войско поднялись по Днепру до его верховьев, затем волоком перенесли ладьи в Оку и теперь уже плыли по течению. За бортом мелькнули берега Оки на месте ещё не существовавших Рязани, Старой Рязани, Касимова. Ока отдала свои воды Волге и воины Святослава во главе с князем в конечном итоге добрались до столицы Хазарии — города Итиль.

Итиль был построен на обширном острове шириной в почти двадцать километров в дельте Волги. Именно здесь, в городе роскоши, где стояли каменные синагога и мечеть, царский дворец и богатые особняки находился мозговой центр управления Восточной Европой, где Киев был на посылках. И этот, казалось неприступный город, был взят и разгромлен русской ратью князя Святослава. И пока Европа обсуждала невероятные успехи русских, участь Итиля постигла второй центр Хазарии — Семендер, а затем и третий — город Саркел. Киевская Русь вернула себе независимость. Хазарский Каганат перестал существовать и ушёл в небытие. Наверное, это был первый случай в мировой истории, когда Россия спасла цивилизованный мир от разгрома, и как покажет история, отнюдь не в последний раз.

Крушение каганата освободило жителей Рязанской земли от бремени хазарской дани. Но радовались вятичи недолго. На смену одним мздоимцам уже на следующий год пришли другие. Это князь Святослав вернулся, и по тексту «Повести временных лет» «победил вятичей» и заставил платить дань.

Версия о происхождении названия села Казарь от хазар весьма убедительна, хотя скептик всегда найдётся. Усмотрит в предельном созвучии недостаточность доказательства, и с видом следователя уличит топонимиста в отсутствии прямых свидетельств. Ведь каганат был уничтожен в 965 году, а первое упоминание слова Казарь относят к 1147 году, то есть почти через два столетия. Тогда, автор Никоновской летописи писал, что были «чудеса и исцеления многие от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари».

Момент исчезновения города Казари в документах никак не отражён, и остаётся лишь предполагать, что пал он наряду с другими городами рязанской земли под натиском монголо-татар в 1237 году. Возродившись уже как село, Казарь обзавелась своим храмом. Церковь Успения Пресвятой Богородицы упомянута в 1676 году, причём в прихожанах числились жители тогдашнего Мурмино. И ходили мурминцы в Казарь до конца петровской эпохи, но в 1725 году построили свой храм во имя Святой Живоначальной Троицы, и в храме Казари число прихожан резко упало.

Бурная история Казари осталась в прошлом. Если в середине XIX века здесь проживало около 1500 человек, то в начале третьего тысячелетия число постоянных жителей сократилось до полусотни душ обоего пола. Древний городок, удостоенный упоминания в летописи, сегодня превратился в очередной дачный посёлок. Желающих прикупить имение привлекает близость к Рязани, роскошный вид с высокого берега на старицы заливных лугов Оки и завидная рыбалка. Культурным центром села остаётся каменная Успенская церковь, построенная в 1818 году на деньги полковника Фёдора Михайловича Щеглова.

comments powered by HyperComments

Алексей Водорезов

dostoyanie.info

Казарь — МедиаРязань

Несмотря на старания историков, доподлинно узнать о делах давно минувших дней, видимо, не удастся никогда. И не факт, что летописи доносят правду, ведь сам летописец, скорее всего, находился под влиянием действовавшей власти. Яркие для страны события он стремился приукрасить, расписав детали. События позорные, возможно, замалчивались. А как иначе объяснить провалы в хронологии «Повести временных лет»?

В реконструкции событий большую пользу приносит перекрёстный анализ документов, когда выводы делаются на основе информации из нескольких источников. Русские, византийские и арабские летописцы заочно попадают на «перекрёстный допрос», и их показания частенько не сходятся. Зато выясняются интересные детали Куликовской битвы и похода киевлян на Константинополь. Восполнить пробел помогают археологи, но и здесь возможности ограничены, потому как от жителей Рязанской земли, живших тысячу лет назад, в лучшем случае сохранились лишь кости. А вот мысли, тайные страсти, личные факты подвига или предательства — всё это ушло в небытие. Оттого в истории так много двойных версий в толковании громадного числа давних событий. В ситуации явного недостатка фактов историки прибегают к обычной логике и методу широких аналогий, стараясь увидеть проявление общей закономерности. Вот и село Казарь, по одному лишь созвучию в названии, повелось связывать с историей взаимоотношения Руси с их давними врагами — хазарами. Истории увлекательной, со множеством крутых поворотов и подводных течений.

На территории современного села у крутого обрыва в пойму Оки сохранились песчаные насыпи оборонительных валов какого-то древнего города. При раскопках археологи обнаружили осколки посуды, стеклянные браслеты, пряслица и другие артефакты времён Древней Руси, что по времени совпало с периодом существования Хазарии. Только вот подобных городищ с валами на рязанской земле не один десяток. Народ хазарский давно исчез, а выжившие осколки этноса, по мнению выдающегося географа и историка Льва Гумилёва, видимо, стали частью будущих казаков. Вместе с народом исчез и язык. Побывать в селе Казарь — значит шагнуть более чем на тысячу лет в прошлое и увидеть своими глазами руины древней цивилизации, неудачно пытавшейся поставить наших предков на колени долговой кабалы, но сметённой силой духа.

Около двух тысяч лет назад в дельте Волги жил особый народ — хазары. Развитие любого народа тесно связано с ландшафтом его окружения. Волга при впадении в Каспийское море бьётся на рукава и протоки — ерики. Могучая река, размывая берега от нынешней Твери до Волгограда, несёт большую массу ила и песка вниз по течению, и при впадении в Каспий потерявший скорость поток избавляется от непосильной ноши. Река загромождает морское мелководье наносами, прорывает песчаные тромбы и вынужденно дробится на новые рукава. За многие тысячи лет Волга создала удивительный ландшафт самой большой речной дельты в Европе, отвоевав у Каспия участок морского дна площадью в треть Рязанской области. Дельту Волги иногда называют Каспийскими Нидерландами. Так что родина хазар — вовсе не степи, в чём их часто путают с половцами и печенегами.

Волжская дельта — тростниковые заросли в лабиринте ериков, где без проводника можно безнадёжно заплутать. Основным ресурсом хазар всегда была рыба и виноградники. В протоках Волги водились осётры и стерлядь. Волжский рукав — река Ахтуба, которая сегодня приманивает охотников до воблы со всей страны, в то время и был Волгой. С той поры минуло полторы тысячи лет. Каспийское море увеличилось в размерах и затопило свою дельту, а затем вновь стало высыхать, отступив к современным границам. А Волга произвела «в главные» свой правый рукав, сделав Ахтубу всего лишь протокой. Но за это время хазары успели создать могущественный каганат, распространив свою власть и на Киев, и на Рязанщину. А затем канули в лету.

О былом расцвете хазар упоминает «Повесть временных лет» монаха Нестора. Древний автор одной фразой упомянул, что когда князь Святослав отравился бить хазар, то пошёл из Киева не напрямую, то есть на восток, а сделал большой крюк, уйдя на север, на Оку, где жили вятичи. Здесь и состоялся короткий, судя по летописи, разговор. На вопрос Святослава: «Кому дань платите?», вятичи отвечали: «Козарамъ по щьлягу от рала даемъ». «Щеляг» — название монеты, а рало — древний сельхозинвентарь, прообраз сохи. В общем, власть хазар докатилась на север до самой Оки и племена Поочья вынуждены были платить дань хазарскому кагану. Заметим, что хазар называли козарами, что укрепляет версию происхождения и современного названия села Казарь, и речки Казарки.

В этом хитросплетении событий учёных волнует поиск закономерностей. Ну каким образом небольшой народ, привязанный к дельте Волги, в короткие сроки возмужал, подчинив себе половину Восточной Европы и подмяв под себя молодую Русь?

Хазарское государство — каганат — ряд авторитетных историков называют классической химерой, где пришельцы захватили власть над аборигенами Нижнего Поволжья и управляли ими пару веков. Пришлый народ — иудеи, в роли аборигенов — хазары. Их сосуществование на одной территории не привело к смешению культур и появлению единого народа, однако и тех, и других со временем стали именовать хазарами. Так и в наши дни в Германии при совместном проживании на одной территории немцев и турок не происходит их смешения. При этом власть, торговля и денежные потоки были в руках пришлой иудейской верхушки, а коренные хазары были у них на посылках. История Хазарского каганата поучительна как пример ответа на риторический вопрос: «Кого и чему учит история?». Но обо всём по порядку.

Всё началось более полутора тысяч лет назад и задолго до появления Киевской Руси. В середине первого тысячелетия нашей эры уровень Каспийского моря-озера, по данным геологов, был ниже современного на 8 метров. Северная половина самого большого озера планеты крайне мелководна. Дно плоское и глубина нарастает медленно. Поэтому при падении глубины даже на 8 метров береговая линия отступила на целую сотню километров и дельта Волги разрослась до небывалых размеров. Но спокойное бытие хазар продолжалось недолго. Сначала, в VII-VIII веках, их притеснили перешедшие через Кавказ арабы. Но хазары успели «задружиться» с тюрками — воинственными кочевниками, которые крепко сидели в седле и раньше других освоили саблю. Тюрки долго воевали с китайцами времён династии Тан, но в середине VII века были разбиты и вынужденно бежали на запад, где и нашли приют в низовье Волги. Хазары приняли кочевников, а их предводителя произвели в ханы. История чем-то напоминает призвание варягов на Русь. Время шло и тюркские ханы, возглавив хазар, создали систему защиты от арабов, наступавших со стороны Азербайджана и Дагестана.

Затишье было недолгим. Слишком выгоден геополитический, а значит и экономический контроль над Нижней Волгой, и это всегда понимали обладатели предпринимательской жилки и торговой хватки. Такой силой стали евреи, пришедшие разными путями из обуреваемой волнениями Персии. Там, в пятом веке, персидский визирь Маздак возглавил государственный переворот против шаха Кавада. Одна группа евреев его поддержала, другая встала на сторону опального шаха. Противники Маздака спешно бежали в Византию. Но власть Маздака оказалась недолгой. Сын шаха Кавада — Хосров призвал на помощь кочевников и в 529 году смял войска узурпатора, а самого Маздака повесил. Сторонников предателя, среди которых числились и евреи, закапывали в землю живьём вниз головой. Уцелевшие сторонники Маздака бежали на север, и в конечном итоге пришли в Хазарию. Вскоре в Хазарии появилась вторая, византийская группа евреев, которые не ужились с греками.

Медленно, но верно, в хазарском обществе развивался процесс, в результате которого по мнению Льва Гумилёва, в руках иудеев «оказались дипломатия, торговля и образование». В начале девятого века в стране произошёл государственный переворот. Некий Обадия захватил власть, опираясь на отряды иностранных наёмников того времени — печенегов и гузов. Тюрки, военное сословие Хазарии, были изгнаны из страны. Новое руководство сменило экономический вектор. И вскоре Хазария буквально ворвалась в систему международной торговли, захватив контроль над торговыми путями из Европы в Китай.

Торговля с Китаем в VIII-IX веках была чрезвычайно рискованной, но приносила ощутимую прибыль. И главным товаром стал шёлк. Вот только расстояния тогда измерялись даже не километрами, а затратами времени длиною в долгие месяцы. Торговый путь проходил через степи уйгуров, пересекал Семиречье, шёл мимо озера Балхаш к Аральскому морю, а далее к городу Ургенч. Преодолев жуткую пустыню плато Устюрт караваны пересекали реку Яик, ныне называемую Уралом, и выходили к Волге. Здесь, на середине пути, утомлённых торговцев ждала долгожданная награда, сплетённая из всех понятий об удовольствиях древнего Востока. Роскошный отдых, изысканные угощения, волжская рыба, вино, музыканты и восточные танцы красавиц были к услугам богатых караванщиков. Караваны уходили на запад, в Европу, а капиталы, шелка и рабы скапливались у заправлявших экономикой Поволжья торговцев.

Экономика Хазарии во многом зависела от стабильности Китая, а там после долгого затишья произошла катастрофа. Крестьянское восстание против династии Тан в 874-901 годах поставило во главу угла вопрос о запрете торговли с иноземцами. Восставшие взяли Кантон и вырезали всех иностранцев. Страсти кипели почти 27 лет. В конечном итоге и предводитель восстания Хуан Чао погиб, и правительство взяло верх, но экономика Поднебесной была разорвана в клочья. Китай выбыл из мировой торговли, потому что стало нечего вывозить — шелководство пришло в упадок, некому стало вырабатывать шёлк и ухаживать за тутовыми деревьями. Караваны двугорбых верблюдов, гружёных шелками, иссякли.

Именно тогда, в поисках путей импортозамещения, в поле зрения хазар и попала Древняя Русь и её соседи как зона экономического влияния. Тысячелетиями отработанный механизм — сначала военное подавление, а затем навязывание торговли на выгодных победителю условиях — вполне проявился и в действиях хазар. Впереди шли воины, за ними, спустя некоторое время, купцы. Война позволяла сорвать большой разовый куш, торговля же обеспечивала постоянный долговременный доход и процветание стране, контролирующей потоки товаров. Поднявшись по Волге, хазары разгромили Камскую Булгарию, а затем проникли в Великую Пермь — Биармию. И потянулись караваны, но уже не с шелками, а с мягкой рухлядью — драгоценными мехами соболей, куниц и горностаев для арабской знати, с рабами и рабынями для гаремов султанов и эмиров Багдадского халифата. Вдобавок хазары освоили торговлю детьми. Экономика Хазарии, подорванная китайскими проблемами, переживала второе рождение.

Бесперебойную торговлю иудейской верхушке хазар обеспечивала армия наёмников из Гургана. Закавказские легионеры за высокую плату подарили хазарам победы и над гузами на реке Яик, и над булгарами на Каме, и над буртасами на реке Сакмаре, и над сабирами на Донце. Но когда пришлось драться с единоверцами-дейлемитами, гурганцы отказались. Эти дейлемиты появились на осколках Багдадского халифата, от которого в IX веке откололась Испания, страны Магриба, Средняя Азия, Восточный Иран, а также Дейлем. Войска Дейлема в 945 году захватили Багдад, а затем заблокировали хорошо освоенный путь с Волги в Багдад по берегу Каспия, подрывая хазарам налаженную торговлю. В поисках выхода из трудного положения, хазары обратились за высокооплачиваемой помощью к русам. В первом походе русская дружина разграбила остров Абескун. Второй поход в 913 году закончился гибелью русского войска. Детали до сих пор неясны, но известно, что после неудачного столкновения с дейлемитами, на обратном пути русы зачем-то разорили город Гянджу в Азербайджане. По возвращению, гурганская коалиция внутри хазарской армии жестоко отомстила русам за единоверцев. Те, что сумели спастись, были перебиты на Волге буртасами.

В 939 году князь Игорь захватил принадлежавший Хазарии город Самкерц (современная Тамань) — стратегический объект на берегу узкого Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовское моря. Хазары под командованием «достопочтенного Песаха» выбили русских из Самкерца, форсировали пролив и вырезали в 940 году христианское население в Крыму, а затем повернули на Киев, обложил русское княжество данью. «Повесть временных лет» сообщает — русы отдали хазарам свои мечи. Именно в это время жители рязанской земли стали данниками хазар, равно как и сам топоним «Козарь» или «Казарь» укоренился на крутом берегу Оки на равном удалении от будущих Рязани и Старой Рязани. Пользуясь положением победителя, хазары посылают русскую дружину на повторную войну с дейлемитами. Восточные источники сообщают: русы героически захватили крепость Бердаа, но слегли от какой-то кишечной инфекции, вероятно, дизентерии. Домой никто не вернулся, и в русских летописях об этом походе нет ни слова.

«Повесть временных лет» донесла жуткую историю о том, как князь Игорь в 944 году отправился за данью к древлянам и был ими убит, и как княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа и сожгла городок Искоростень. И вся эта история возникла именно потому, что Игорь был вынужден собирать дань для Хазарии с многочисленных народов и центра, и окраин Руси.

Считается, что княгиня Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, отправилась в Константинополь и крестилась задолго до крещения Руси Владимиром, не только из духовных соображений, но и с целью приобретения сильного союзника в лице греков в борьбе с хазарами. Молодой князь Святослав, выросший в отважного и умного полководца, летом 964 года отправился в поход, изменивший карту всей Восточной Европы. Успех его военных подвигов кроется и в личности полководца, о котором, как и о Суворове писали, что был стоек к испытаниям пути и делил все тяготы со своими солдатами наравне. Как было упомянуто выше, идти пришлось окружным путём — степи были закрыты племенами кочевников. Хазария лежала к востоку от Киева, но Святослав направился на север. Русское войско поднялись по Днепру до его верховьев, затем волоком перенесли ладьи в Оку и теперь уже плыли по течению. За бортом мелькнули берега Оки на месте ещё не существовавших Рязани, Старой Рязани, Касимова. Ока отдала свои воды Волге и воины Святослава во главе с князем в конечном итоге добрались до столицы Хазарии — города Итиль.

Итиль был построен на обширном острове шириной в почти двадцать километров в дельте Волги. Именно здесь, в городе роскоши, где стояли каменные синагога и мечеть, царский дворец и богатые особняки находился мозговой центр управления Восточной Европой, где Киев был на посылках. И этот, казалось неприступный город, был взят и разгромлен русской ратью князя Святослава. И пока Европа обсуждала невероятные успехи русских, участь Итиля постигла второй центр Хазарии — Семендер, а затем и третий — город Саркел. Киевская Русь вернула себе независимость. Хазарский Каганат перестал существовать и ушёл в небытие. Наверное, это был первый случай в мировой истории, когда Россия спасла цивилизованный мир от разгрома, и как покажет история, отнюдь не в последний раз.

mediaryazan.ru

Казарь (Рязанская область) — Howling Pixel

Казарь — село в Рязанском районе Рязанской области России. Казарь — крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге. По данным «Списка населённых мест Рязанской губернии», вышедшего в Петербурге в 1862 г., казенное село Казарь (№ 269) при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723 души мужского пола и 729 — женского).

Население

Численность населения
2010[1]
51

Летописные свидетельства

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской (Патриаршей) летописи. Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари». И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве. Но все же, все же…

Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают учёные, была составлена около 1539—1542 гг., то есть во времена Митрополита Макария. И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия.

Во-вторых. О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г. С. Клокова пишет:

«…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Её принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохранённый на правом поле фрагмент летописи: „…потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)…“. Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федоровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В. В. Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату её создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…».

И, наконец, в-третьих. «Град» (то есть город) Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон. XVI в. дошёл только в виде небольшого села. И вообще (не считая этого летописного известия) начинает появляться в документах только с конца XVI в. (да и то в списках!).

Старожилы рассказывают, что в древности русло реки Оки проходило под самой горой, на которой стоит Казарь (подтверждение тому — ныне существующее большое озеро Казарское, оставшееся от сменившей русло Оки). Жители Казари наверняка имели суда и могли вести большую торговлю с народами, проживавшими по Оке, Волге и далее и, благодаря такой торговле, Казарь, действительно был зажиточным городом. Возможно, именно здесь следует искать разгадку названия «Казарь» (связь с Хазарским Каганатом?) Казарь расположена совсем рядом с городищем Старая Рязань, и, вероятно, первой приняла на себя удар монголо-татарских полчищ разоривших Рязань в 1237 году. Именно тогда город погиб, но впоследствии возродился уже только в виде села.

Владельцы села Казарь (XVII—XVIII вв.)

Достопримечательности

Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в окладных книгах 1676 года, в приходе которой находилась и соседняя деревня Муромино. С построением в Мурмино в 1725 году храма во имя Святой Живоначальной Троицы Мурмино и соседней деревни Семкино получили самостоятельный приход. В 1744 году по просьбе помещика, капитана лейб-гвардии Измайловского полка Льва Федоровича Измайлова, была поправлена кровля на церкви. А в 1818 году полковником Щегловым, новым хозяином села Казарь, был воздвигнут новый каменный храм с тем же именованием.

Историческая справка: Каменная Успенская церковь в селе Казарь была построена в 1818 году стараниями и на средства полковника Федора Михайловича Щеглова, после его смерти содержалась статским советником Герасимом Григорьевичем Камневым. В 1912 году 15 октября была освящена пристроенная трапезная с двумя приделами: во имя трёх Святителей и Святителя Николая Чудотворца. Церковь была крыта железом, крепкая. Колокольня была трёхъярусная, каменная, крепкая, построена в 1909 году. На 1915 год престолов в церкви было три: в настоящей во имя Успения Пресвятой Богородицы — холодная; в трапезной теплой с южной стороны во имя трёх Святителей и с северной стороны во имя Святителя Николая Чудотворца. В трапезной устроено было водяное отопление. Приписных к церкви часовен не было. Имелась весьма древняя деревянная, кладбищенская церковь, построенная в XII веке, в которой в 1915 году проводился ремонт. В приходе имелась земская четырёхштатная школа, в которой в 1915 году обучалось 119 мальчиков и 102 девочки. Церковно-приходской школы не было. С 1871 года законоучителем в Казарской земской школе состоял местный священник Григорий Тимофеевич Молчанов. Протоколом заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Рязанской области от 21.06.1939 года было принято решение о закрытии церкви в с. Казарь Рязанского района.

Источники

  • Оленев Максим Борисович История села Казарь Рязанской области. 2001—2008 гг.
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь (происхождение названия). // Рязанская энциклопедия. — Рязань, 2002. — Т. 3. — С. 255
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь. // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред. А. А. Никольского; РГПУ. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань, 2004.
  • Барсов Н. Географический словарь Русской земли (IX—XIV ст.). — Вильно, 1865. — С. 86
  • Гордова Ю. Ю. Топонимия русского пограничья, связанная с этнонимами тюркских кочевых народов (из рязанской исторической топонимии). // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб. научных работ. — Т. 3. / Отв. ред., сост. и авт. предисловия Б. В. Горбунов / Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2002. — С. 249—253
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1989. — Т. 2. — С. 73
  • Димперан Л. В., Судаков В. В. Казарь. // Рязанская энциклопедия. — Т. 1. — С. 460
  • Дмитриева Н. В., Клокова Г. С., Силкин А. В. Искусство рязанских земель. М., 1993
  • Загоровский В. П. Историческая топонимика воронежского края. — Воронеж, 1973. — С. 85
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 6
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 39, Л. 27
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 49, Л. 32
  • Макаров М. Достопамятности Николаевского Черниева монастыря (путевые записки 1825 г.). // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. — М., 1842. — Кн. 5. — С. 196, 197
  • Милонов Н. П. Из истории отдельных районов поймы Оки и Рязанской Мещеры. (В помощь учителю истории и краеведу.) — Рязань, 1952. — С. 76
  • Монгайт А. Л. Рязанская земля. — М., 1961. — С. 201—204
  • Памятники русской письменности XV—XVI вв.: Рязанский край. — М., 1978. — С. 78
  • Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М., 1998. — С. 198, 200
  • Писцовые книги Рязанского края. XVI век. — Рязань, 1898. — Т. 1. — Вып. 1. — С. 263
  • Полное собрание русских летописей. — Т. 2, — М., 1962. — С. 12
  • Р.е.в. 1890. № 11. сс. 570—573, 575—576.
  • Россия. Полное географическое описание нашего отечества. — СПб, 1902. — Т. 2: Среднерусская черноземная область. — С. 311
  • Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (список рек и озёр). — М., 1976. — С. 30, 327
  • Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. XXXV. Рязанская губерния. СПб, 1862. Изд. И. Вильсона. с. 13; Рязанская губерния. — С. 13; Атлас Рязанской области. — М., 2002. — Л. 47

Примечания

  1. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения сельских населённых пунктов Рязанской области. Дата обращения 10 декабря 2013. Архивировано 10 декабря 2013 года.
  2. ↑ Грушецкий Василий Владимирович. Г. Центр генеалогических исследований. Дата обращения 3 марта 2012. Архивировано 6 июня 2012 года.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Казарь (Рязанская область)



РоссияРоссия
Субъект Федерации

Рязанская область

Муниципальный район

Рязанский

Сельское поселение

Мурминское

Координаты

54°33′59″ с ш 40°05′09″ в дHGЯO

Первое упоминание

1147

Население

511 человек 2010

Часовой пояс

UTC+3

Почтовый индекс

390528

Автомобильный код

62

Код ОКАТО

61 234 862 002

Код ОКТМО

61 634 401 111

Казарь
В этой статье не хватает ссылок на источники информации Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники
Эта отметка установлена 12 мая 2013 года

Казарь — село в Рязанском районе Рязанской области России Казарь — крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге По данным «Списка населённых мест Рязанской губернии», вышедшего в Петербурге в 1862 г, казенное село Казарь № 269 при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г Рязани и насчитывало 169 дворов 723 души мужского пола и 729 — женского

Содержание

  • 1 Население
  • 2 Летописные свидетельства
  • 3 Владельцы села Казарь XVII—XVIII вв
  • 4 Достопримечательности
  • 5 Источники
  • 6 Примечания

Населениеправить

Численность населения
20101
51

Летописные свидетельстваправить

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской Патриаршей летописи Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари» И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве Но все же, все же…

Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают учёные, была составлена около 1539—1542 гг, то есть во времена Митрополита Макария И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия

Во-вторых О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г С Клокова пишет:

Параскева Пятница XV в Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

«…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века Её принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохранённый на правом поле фрагмент летописи: „…потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО не…“ Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами время княжения Иоанна Федоровича Подробное исследование этой иконы было проведено В В Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату её создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…»

И, наконец, в-третьих «Град» то есть город Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон XVI в дошёл только в виде небольшого села И вообще не считая этого летописного известия начинает появляться в документах только с конца XVI в да и то в списках!

Старожилы рассказывают, что в древности русло реки Оки проходило под самой горой, на которой стоит Казарь подтверждение тому — ныне существующее большое озеро Казарское, оставшееся от сменившей русло Оки Жители Казари наверняка имели суда и могли вести большую торговлю с народами, проживавшими по Оке, Волге и далее и, благодаря такой торговле, Казарь, действительно был зажиточным городом Возможно, именно здесь следует искать разгадку названия «Казарь» связь с Хазарским Каганатом Казарь расположена совсем рядом с городищем Старая Рязань, и, вероятно, первой приняла на себя удар монголо-татарских полчищ разоривших Рязань в 1237 году Именно тогда город погиб, но впоследствии возродился уже только в виде села

Владельцы села Казарь XVII—XVIII ввправить

  • 1-я четверть XVII в Барятинский Фёдор Петрович, воевода
  • 1629 Тургенев Иван Юрьевич
  • 1629 Шипов Лев Фролов
  • 1629—1646 Грязев Минай Кирилович
  • 1629—1646 Булыгин Роман Степанович
  • 1629—1646 Ладыженский Михаил Семёнович
  • 1678 Вердеревские, Фёдор и Василий Петровичи
  • 1678 Беклемишев Иван Матвеев
  • 1678 Вяземский Михаил Иванович, стольник
  • 1678 Грязев Антип Андреев
  • 1678 Грязев Богдан Васильев
  • 1678 Измайлов Пётр Тимофеевич, стольник
  • 1678 Мусин-Пушкин Иван Алексеевич, стольник
  • 1720 Грязев Матвей Михайлович
  • 1720 Гагарин Юрий Иванович
  • 1720 Волконский Александр Дмитриевич
  • 1720 Троицкий монастырь
  • 1727—1735 Волконский Андрей Дмитриевич
  • 1727—1745 Грязев Андрей Матвеевич
  • 1727—1731 Толстой Иван Васильевич
  • 1730—1735 Норов Алексей Андреевич
  • 1730—1735 Полуехтов Иван Иванович
  • 1733—1735 Иванов Никита Нестерович
  • 1744 Измайлов Лев Фёдорович, капитан-поручик л-гв Измайловского полка
  • 1745 Волконский Дмитрий Андреевич
  • 1766 Василий Владимирович Грушецкий, лейб-гвардии Семеновского полка сержант2 позже генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор

Достопримечательностиправить

Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в окладных книгах 1676 г, в приходе которой находилась и соседняя деревня Муромино С построением в Мурмино в 1725 г храма во имя Святой Живоначальной Троицы Мурмино и соседней деревни Семкино получили самостоятельный приход В 1744 г по просьбе помещика, капитана лейб-гвардии Измайловского полка Льва Федоровича Измайлова, была поправлена кровля на церкви А в 1818 г полковником Щегловым, новым хозяином села Казарь, был воздвигнут новый каменный храм с тем же именованием

Историческая справка: Каменная Успенская церковь в селе Казарь была построена в 1818 году стараниями и на средства полковника Федора Михайловича Щеглова, после его смерти содержалась статским советником Герасимом Григорьевичем Камневым В 1912 году 15 октября была освящена пристроенная трапезная с двумя приделами: во имя трёх Святителей и Святителя Николая Чудотворца Церковь была крыта железом, крепкая Колокольня была трёхъярусная, каменная, крепкая, построена в 1909 году На 1915 год престолов в церкви было три: в настоящей во имя Успения Пресвятой Богородицы — холодная; в трапезной теплой с южной стороны во имя трёх Святителей и с северной стороны во имя Святителя Николая Чудотворца В трапезной устроено было водяное отопление Приписных к церкви часовен не было Имелась весьма древняя деревянная, кладбищенская церковь, построенная в ХП веке, в которой в 1915 году проводился ремонт В приходе имелась земская четырёхштатная школа, в которой в 1915 году обучалось 119 мальчиков и 102 девочки Церковно-приходской школы не было С 1871 года законоучителем в Казарской земской школе состоял местный священник Григорий Тимофеевич Молчанов Протоколом заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Рязанской области от 21061939 года было принято решение о закрытии церкви в с Казарь Рязанского района

Источникиправить

  • Оленев Максим Борисович История села Казарь Рязанской области 2001—2008 гг
  • Бабурин А В, Никольский А А Казарь происхождение названия // Рязанская энциклопедия — Рязань, 2002 — Т 3 — С 255
  • Бабурин А В, Никольский А А Казарь // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред А А Никольского; РГПУ — 2-е изд, перераб и доп — Рязань, 2004
  • Барсов Н Географический словарь Русской земли IX—XIV ст — Вильно, 1865 — С 86
  • Гордова Ю Ю Топонимия русского пограничья, связанная с этнонимами тюркских кочевых народов из рязанской исторической топонимии // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб научных работ — Т 3 / Отв ред, сост и авт предисловия Б В Горбунов / Ряз обл ин-т развития образования — Рязань, 2002 — С 249—253
  • Даль В Толковый словарь живого великорусского языка — М, 1989 — Т 2 — С 73
  • Димперан Л В, Судаков В В Казарь // Рязанская энциклопедия — Т 1 — С 460
  • Дмитриева Н В, Клокова Г С, Силкин А В Искусство рязанских земель М, 1993
  • Загоровский В П Историческая топонимика воронежского края — Воронеж, 1973 — С 85
  • Левошин Н Н ГАРО Ф Р — 6713, Оп 1, Д 35, Л 6
  • Левошин Н Н ГАРО Ф Р — 6713, Оп 1, Д 39, Л 27
  • Левошин Н Н ГАРО Ф Р — 6713, Оп 1, Д 49, Л 32
  • Макаров М Достопамятности Николаевского Черниева монастыря путевые записки 1825 г // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком — М, 1842 — Кн 5 — С 196, 197
  • Милонов Н П Из истории отдельных районов поймы Оки и Рязанской Мещеры В помощь учителю истории и краеведу — Рязань, 1952 — С 76
  • Монгайт А Л Рязанская земля — М, 1961 — С 201—204
  • Памятники русской письменности XV—XVI вв: Рязанский край — М, 1978 — С 78
  • Петрухин В Я, Раевский Д С Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье — М, 1998 — С 198, 200
  • Писцовые книги Рязанского края XVI век — Рязань, 1898 — Т 1 — Вып 1 — С 263
  • Полное собрание русских летописей — Т 2, — М, 1962 — С 12
  • Рев 1890 № 11 сс 570—573, 575—576
  • Россия Полное географическое описание нашего отечества — СПб, 1902 — Т 2: Среднерусская черноземная область — С 311
  • Смолицкая Г П Гидронимия бассейна Оки список рек и озёр — М, 1976 — С 30, 327
  • Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел Вып XXXV Рязанская губерния СПб, 1862 Изд И Вильсона с 13; Рязанская губерния — С 13; Атлас Рязанской области — М, 2002 — Л 47

Примечанияправить

  1. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года 5 Численность населения сельских населённых пунктов Рязанской области Проверено 10 декабря 2013 Архивировано 10 декабря 2013 года
  2. Грушецкий Василий Владимирович Г Центр генеалогических исследований Проверено 3 марта 2012 Архивировано 6 июня 2012 года
Населённые пункты Рязанского района

Районный центр: Рязань в состав района не входит
Аблово  Абрютино  Абрютинские Выселки  Агарково  Агро-Пустынь  Аксиньино  Алеканово  Александрово  Алехино  Алтухово  Арсентьево  Астромино  Багданово  Бахмачеево  Бежтвино  Березники  Березовка  Богданово  Болошнево  Большое Шапово  Борисково  Букрино  Бурмино  Варские  Вешки  Взметнево  Вишневка  Власьево  Волдыревка  Высоковские Дворики  Высокое  Вышгород  Вышетравино  Гавердово  Глебово  Глядково  Гнетово  Горетово  Городищево  Госплемстанции  Гряцкое  Гурейкино  Даниловка  Дашки-2  Дедюхино  Демкино  Денежниково  Деулино  Дмитриевка  Долгинино  Дубняки  Дубровичи  Дубровка  Дудкино  Дьяконово  Дядьково  Дятлово  Екимовка  Жуково  Заборье  Заокское  Затишье  Зверево  Зеленево  Земенки  Зубенки  Ивашково  Ивкино  Искра  Казарь  Казначеево  Калетинка  Каменец  Картаносово  Кельцы  Киселево  Климантино  Кораблино  Коростово  Коротково  Красный Восход  Кураксино  Куркино  Кутуково  Ласково  Ласковский  Лесохим  Листвянка  Лопухи  Лужки  Лужки  Лысцево  Льгово  Марьино-1  Марьино-2  Матвеевка  Маточкино  Матчино  Матюнино  Мельгуново  Минеево  Мордвино-Поливаново  Мурмино  Мушковатово  Насурово  Наумово  Нашатыркино  Никольское  Новинское  Новоселки  Огибалово  Окский  Оленинское  Отводное  Павловка  Пальное  Панферово  Передельцы  Писцово  Плахино  Подвязье  Подиково  Подлесное  Поленское  Полково  Поляны  Поповка  Приозёрный  Протасово  Прудный  Путково  Пущино  Радюкино  Реткино  Ровное  Рождество-Лесное  Рожок  Романцево  Рубцово  Сажнево  Сальково  Свобода  Северный  Секиотово  Семено-Никольское  Семено-Оленинское  Семкино  Сергеевка  Серовское  Синец  Слободка  Сорокино  Стафурлово  Стенькино  Тарасово  Тепловодие  Требухино  Трубниково  Турлатово  Тюшево  Ульяновка  Учхоза «Стенькино»  Фролово  Хирино  Храпылево  Чичкино  Шахманово  Шахово  Шевердиновка  Шевцово  Шекшино  Шелудино 1  Шелудино 2  Шумашь  Щегрово  Юрасово  Ялино  Ялтуново


Казарь (Рязанская область) Информацию О




Казарь (Рязанская область) Комментарии

Казарь (Рязанская область)
Казарь (Рязанская область)
Казарь (Рязанская область) Вы просматриваете субъект

Казарь (Рязанская область) что, Казарь (Рязанская область) кто, Казарь (Рязанская область) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Панорама Казарь (Рязанская область). Виртуальный тур Казарь (Рязанская область). Достопримечательности, карта, фото, видео.

Казарь — село в Рязанском районе Рязанской области России. Казарь — крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге. По данным «Списка населённых мест Рязанской губернии», вышедшего в Петербурге в 1862 г., казенное село Казарь (№ 269) при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723 души мужского пола и 729 — женского).

Население

Летописные свидетельства

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской (Патриаршей) летописи. Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари». И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве. Но все же, все же… Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают учёные, была составлена около 1539—1542 гг., то есть во времена Митрополита Макария. И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия. Во-вторых. О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г. С. Клокова пишет: «…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Её принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохранённый на правом поле фрагмент летописи: „…потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)…“. Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федоровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В. В. Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату её создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…». И, наконец, в-третьих. «Град» (то есть город) Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон. XVI в. дошёл только в виде небольшого села. И вообще (не считая этого летописного известия) начинает появляться в документах только с конца XVI в. (да и то в списках!). Старожилы рассказывают, что в древности русло реки Оки проходило под самой горой, на которой стоит Казарь (подтверждение тому — ныне существующее большое озеро Казарское, оставшееся от сменившей русло Оки). Жители Казари наверняка имели суда и могли вести большую торговлю с народами, проживавшими по Оке, Волге и далее и, благодаря такой торговле, Казарь, действительно был зажиточным городом. Возможно, именно здесь следует искать разгадку названия «Казарь» (связь с Хазарским Каганатом?) Казарь расположена совсем рядом с городищем Старая Рязань, и, вероятно, первой приняла на себя удар монголо-татарских полчищ разоривших Рязань в 1237 году. Именно тогда город погиб, но впоследствии возродился уже только в виде села.

Владельцы села Казарь (XVII—XVIII вв.)

1-я четверть XVII в. Барятинский Фёдор Петрович, воевода 1629 Тургенев Иван Юрьевич 1629 Шипов Лев Фролов 1629…   … (Русский)

www.streetvi.ru

Казарь (Рязанская область) — Википедия. Что такое Казарь (Рязанская область)

Казарь — село в Рязанском районе Рязанской области России. Казарь — крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге. По данным «Списка населённых мест Рязанской губернии», вышедшего в Петербурге в 1862 г., казенное село Казарь (№ 269) при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723 души мужского пола и 729 — женского).

Население

Численность населения
2010[1]
51

Летописные свидетельства

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской (Патриаршей) летописи. Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари». И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве. Но все же, все же…

Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают учёные, была составлена около 1539—1542 гг., то есть во времена Митрополита Макария. И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия.

Во-вторых. О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г. С. Клокова пишет:

Параскева Пятница. XV в. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

«…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Её принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохранённый на правом поле фрагмент летописи: „…потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)…“. Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федоровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В. В. Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату её создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…».

И, наконец, в-третьих. «Град» (то есть город) Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон. XVI в. дошёл только в виде небольшого села. И вообще (не считая этого летописного известия) начинает появляться в документах только с конца XVI в. (да и то в списках!).

Старожилы рассказывают, что в древности русло реки Оки проходило под самой горой, на которой стоит Казарь (подтверждение тому — ныне существующее большое озеро Казарское, оставшееся от сменившей русло Оки). Жители Казари наверняка имели суда и могли вести большую торговлю с народами, проживавшими по Оке, Волге и далее и, благодаря такой торговле, Казарь, действительно был зажиточным городом. Возможно, именно здесь следует искать разгадку названия «Казарь» (связь с Хазарским Каганатом?) Казарь расположена совсем рядом с городищем Старая Рязань, и, вероятно, первой приняла на себя удар монголо-татарских полчищ разоривших Рязань в 1237 году. Именно тогда город погиб, но впоследствии возродился уже только в виде села.

Владельцы села Казарь (XVII—XVIII вв.)

Достопримечательности

Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в окладных книгах 1676 года, в приходе которой находилась и соседняя деревня Муромино. С построением в Мурмино в 1725 году храма во имя Святой Живоначальной Троицы Мурмино и соседней деревни Семкино получили самостоятельный приход. В 1744 году по просьбе помещика, капитана лейб-гвардии Измайловского полка Льва Федоровича Измайлова, была поправлена кровля на церкви. А в 1818 году полковником Щегловым, новым хозяином села Казарь, был воздвигнут новый каменный храм с тем же именованием.

Историческая справка: Каменная Успенская церковь в селе Казарь была построена в 1818 году стараниями и на средства полковника Федора Михайловича Щеглова, после его смерти содержалась статским советником Герасимом Григорьевичем Камневым. В 1912 году 15 октября была освящена пристроенная трапезная с двумя приделами: во имя трёх Святителей и Святителя Николая Чудотворца. Церковь была крыта железом, крепкая. Колокольня была трёхъярусная, каменная, крепкая, построена в 1909 году. На 1915 год престолов в церкви было три: в настоящей во имя Успения Пресвятой Богородицы — холодная; в трапезной теплой с южной стороны во имя трёх Святителей и с северной стороны во имя Святителя Николая Чудотворца. В трапезной устроено было водяное отопление. Приписных к церкви часовен не было. Имелась весьма древняя деревянная, кладбищенская церковь, построенная в XII веке, в которой в 1915 году проводился ремонт. В приходе имелась земская четырёхштатная школа, в которой в 1915 году обучалось 119 мальчиков и 102 девочки. Церковно-приходской школы не было. С 1871 года законоучителем в Казарской земской школе состоял местный священник Григорий Тимофеевич Молчанов. Протоколом заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Рязанской области от 21.06.1939 года было принято решение о закрытии церкви в с. Казарь Рязанского района.

Источники

  • Оленев Максим Борисович История села Казарь Рязанской области. 2001—2008 гг.
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь (происхождение названия). // Рязанская энциклопедия. — Рязань, 2002. — Т. 3. — С. 255
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь. // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред. А. А. Никольского; РГПУ. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань, 2004.
  • Барсов Н. Географический словарь Русской земли (IX—XIV ст.). — Вильно, 1865. — С. 86
  • Гордова Ю. Ю. Топонимия русского пограничья, связанная с этнонимами тюркских кочевых народов (из рязанской исторической топонимии). // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб. научных работ. — Т. 3. / Отв. ред., сост. и авт. предисловия Б. В. Горбунов / Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2002. — С. 249—253
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1989. — Т. 2. — С. 73
  • Димперан Л. В., Судаков В. В. Казарь. // Рязанская энциклопедия. — Т. 1. — С. 460
  • Дмитриева Н. В., Клокова Г. С., Силкин А. В. Искусство рязанских земель. М., 1993
  • Загоровский В. П. Историческая топонимика воронежского края. — Воронеж, 1973. — С. 85
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 6
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 39, Л. 27
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 49, Л. 32
  • Макаров М. Достопамятности Николаевского Черниева монастыря (путевые записки 1825 г.). // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. — М., 1842. — Кн. 5. — С. 196, 197
  • Милонов Н. П. Из истории отдельных районов поймы Оки и Рязанской Мещеры. (В помощь учителю истории и краеведу.) — Рязань, 1952. — С. 76
  • Монгайт А. Л. Рязанская земля. — М., 1961. — С. 201—204
  • Памятники русской письменности XV—XVI вв.: Рязанский край. — М., 1978. — С. 78
  • Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М., 1998. — С. 198, 200
  • Писцовые книги Рязанского края. XVI век. — Рязань, 1898. — Т. 1. — Вып. 1. — С. 263
  • Полное собрание русских летописей. — Т. 2, — М., 1962. — С. 12
  • Р.е.в. 1890. № 11. сс. 570—573, 575—576.
  • Россия. Полное географическое описание нашего отечества. — СПб, 1902. — Т. 2: Среднерусская черноземная область. — С. 311
  • Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (список рек и озёр). — М., 1976. — С. 30, 327
  • Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. XXXV. Рязанская губерния. СПб, 1862. Изд. И. Вильсона. с. 13; Рязанская губерния. — С. 13; Атлас Рязанской области. — М., 2002. — Л. 47

Примечания

wiki.sc

Казарь (Рязанская область) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Казарь.

Казарь — село в Рязанском районе Рязанской области России. Казарь — крупное село, располагающееся в 25-30 км к востоку от Рязани, по Спасской дороге. По данным «Списка населённых мест Рязанской губернии», вышедшего в Петербурге в 1862 г., казенное село Казарь (№ 269) при озере Казарском располагалось в 3-м стане Рязанского уезда в 25 верстах от г. Рязани и насчитывало 169 дворов (723 души мужского пола и 729 — женского).

Население

Численность населения
2010[1]
51

Летописные свидетельства

Казарь упоминается под 1147 в Никоновской (Патриаршей) летописи. Текст повествует, что были «чудеса и исцеления многи» от чудотворного образа иконы Параскевы Пятницы, бывшие в граде Рязани в Казари». И местные жители до сих пор гордятся тем, что их небольшое рязанское село по своему возрасту сродни Москве. Но все же, все же…

Во-первых, Патриаршая летопись, как полагают учёные, была составлена около 1539—1542 гг., то есть во времена Митрополита Макария. И основательно была «подправлена» уже при Патриахе Никоне во 2-й четверти XVII столетия.

Во-вторых. О чудесном явлении образа Параскевы Пятницы, искусствовед Г. С. Клокова пишет:

Параскева Пятница. XV в. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент

«…Икона, связанная с преданием, находилась в старом кафедральном соборе Рязанского кремля, а в XVIII веке была перенесена в Архангельский собор. Только после реставрации удалось установить, что эта икона относится не к XII, а к первой половине XV века. Её принадлежность к рязанским иконам подтверждает бережно сохранённый на правом поле фрагмент летописи: „…потужникы на память а писана бысть месяца августа 29 при княжении великого князя Ивана Федоровича при епископе ИО (не)…“. Следовательно, икона могла быть написана между 1427 и 1456 годами (время княжения Иоанна Федоровича). Подробное исследование этой иконы было проведено В. В. Филатовым, ограничивающим предполагаемую дату её создания 1444—1445 или 1447—1448 годами…».

И, наконец, в-третьих. «Град» (то есть город) Казарь почему-то существовал в какое-то смутно-древнее время, а к кон. XVI в. дошёл только в виде небольшого села. И вообще (не считая этого летописного известия) начинает появляться в документах только с конца XVI в. (да и то в списках!).

Старожилы рассказывают, что в древности русло реки Оки проходило под самой горой, на которой стоит Казарь (подтверждение тому — ныне существующее большое озеро Казарское, оставшееся от сменившей русло Оки). Жители Казари наверняка имели суда и могли вести большую торговлю с народами, проживавшими по Оке, Волге и далее и, благодаря такой торговле, Казарь, действительно был зажиточным городом. Возможно, именно здесь следует искать разгадку названия «Казарь» (связь с Хазарским Каганатом?) Казарь расположена совсем рядом с городищем Старая Рязань, и, вероятно, первой приняла на себя удар монголо-татарских полчищ разоривших Рязань в 1237 году. Именно тогда город погиб, но впоследствии возродился уже только в виде села.

Владельцы села Казарь (XVII—XVIII вв.)

Достопримечательности

Церковь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в окладных книгах 1676 года, в приходе которой находилась и соседняя деревня Муромино. С построением в Мурмино в 1725 году храма во имя Святой Живоначальной Троицы Мурмино и соседней деревни Семкино получили самостоятельный приход. В 1744 году по просьбе помещика, капитана лейб-гвардии Измайловского полка Льва Федоровича Измайлова, была поправлена кровля на церкви. А в 1818 году полковником Щегловым, новым хозяином села Казарь, был воздвигнут новый каменный храм с тем же именованием.

Историческая справка: Каменная Успенская церковь в селе Казарь была построена в 1818 году стараниями и на средства полковника Федора Михайловича Щеглова, после его смерти содержалась статским советником Герасимом Григорьевичем Камневым. В 1912 году 15 октября была освящена пристроенная трапезная с двумя приделами: во имя трёх Святителей и Святителя Николая Чудотворца. Церковь была крыта железом, крепкая. Колокольня была трёхъярусная, каменная, крепкая, построена в 1909 году. На 1915 год престолов в церкви было три: в настоящей во имя Успения Пресвятой Богородицы — холодная; в трапезной теплой с южной стороны во имя трёх Святителей и с северной стороны во имя Святителя Николая Чудотворца. В трапезной устроено было водяное отопление. Приписных к церкви часовен не было. Имелась весьма древняя деревянная, кладбищенская церковь, построенная в XII веке, в которой в 1915 году проводился ремонт. В приходе имелась земская четырёхштатная школа, в которой в 1915 году обучалось 119 мальчиков и 102 девочки. Церковно-приходской школы не было. С 1871 года законоучителем в Казарской земской школе состоял местный священник Григорий Тимофеевич Молчанов. Протоколом заседания Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Рязанской области от 21.06.1939 года было принято решение о закрытии церкви в с. Казарь Рязанского района.

Источники

  • Оленев Максим Борисович История села Казарь Рязанской области. 2001—2008 гг.
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь (происхождение названия). // Рязанская энциклопедия. — Рязань, 2002. — Т. 3. — С. 255
  • Бабурин А. В., Никольский А. А. Казарь. // Топонимический словарь Рязанской области / Под ред. А. А. Никольского; РГПУ. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань, 2004.
  • Барсов Н. Географический словарь Русской земли (IX—XIV ст.). — Вильно, 1865. — С. 86
  • Гордова Ю. Ю. Топонимия русского пограничья, связанная с этнонимами тюркских кочевых народов (из рязанской исторической топонимии). // Материалы и исследования по рязанскому краеведению: Сб. научных работ. — Т. 3. / Отв. ред., сост. и авт. предисловия Б. В. Горбунов / Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2002. — С. 249—253
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1989. — Т. 2. — С. 73
  • Димперан Л. В., Судаков В. В. Казарь. // Рязанская энциклопедия. — Т. 1. — С. 460
  • Дмитриева Н. В., Клокова Г. С., Силкин А. В. Искусство рязанских земель. М., 1993
  • Загоровский В. П. Историческая топонимика воронежского края. — Воронеж, 1973. — С. 85
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 35, Л. 6
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 39, Л. 27
  • Левошин Н. Н. ГАРО Ф. Р — 6713, Оп. 1, Д. 49, Л. 32
  • Макаров М. Достопамятности Николаевского Черниева монастыря (путевые записки 1825 г.). // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. — М., 1842. — Кн. 5. — С. 196, 197
  • Милонов Н. П. Из истории отдельных районов поймы Оки и Рязанской Мещеры. (В помощь учителю истории и краеведу.) — Рязань, 1952. — С. 76
  • Монгайт А. Л. Рязанская земля. — М., 1961. — С. 201—204
  • Памятники русской письменности XV—XVI вв.: Рязанский край. — М., 1978. — С. 78
  • Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М., 1998. — С. 198, 200
  • Писцовые книги Рязанского края. XVI век. — Рязань, 1898. — Т. 1. — Вып. 1. — С. 263
  • Полное собрание русских летописей. — Т. 2, — М., 1962. — С. 12
  • Р.е.в. 1890. № 11. сс. 570—573, 575—576.
  • Россия. Полное географическое описание нашего отечества. — СПб, 1902. — Т. 2: Среднерусская черноземная область. — С. 311
  • Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки (список рек и озёр). — М., 1976. — С. 30, 327
  • Списки населённых мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. XXXV. Рязанская губерния. СПб, 1862. Изд. И. Вильсона. с. 13; Рязанская губерния. — С. 13; Атлас Рязанской области. — М., 2002. — Л. 47

Примечания

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *