Поселок Фестивальный
Поселок Фестивальный расположен в Солнечном районе Хабаровского края.
Из архива panoramio . Права на фотографию принадлежат их владельцам
У Вас есть фото из Фестивального?
Добавьте их пожалуйста!
Краткая информация о Фестивальном
Телефонный код: 42146
Автомобильный код: 27
Разница во времени с Москвой: +7 ч.
Фотографии Фестивального
Добавить фото Были в Фестивальном и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Фестивального и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из со смартфонов на сайт!
Пока нет ни одного отзыва Напишите отзыв!
Последние вопросы о поселке
Добавить вопросЕсли у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищете людей из поселкаФестивального, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
Осень в горах: vladikoms — LiveJournal
Фестивальный — посёлок сельского типа в Солнечном районе Хабаровского края. Строился как поселок временного значения для проживания работников Холдоминской геологоразведочной партии неподалеку от открытого месторождения оловополиметаллических руд. © WikipediaАрхивные фотографии осенних поездок в окрестности п.Фестивальный 2005 и 2012 г.
Дорога в начале пути радует асфальтовым покрытием
Но счастье продолжается недолго и вскоре дорога превращается в грунтовку, и чем дальше мы едем, тем хуже она становится. Её размывают стекающие с гор ручьи, местами встречается острый скальный грунт.
Плохая дорога компенсируется красивыми видами по сторонам
Ехать в эти глухие места нужно на автомобиле повышенной проходимости, а лучше на двух, либо на квадроциклах. Сотовой связи здесь нет и просить помощи, в случае чего, просто не у кого.
Цель нашей поездки — вершина вот этой горы. Здесь находятся многочисленные заброшенные шахты.
Поднявшись по горному серпантину, выезжаем на верхушку сопки. Отсюда открываются замечательные виды. Высота около 900 метров над уровнем моря.
Вид с сопки на поселок Фестивальный, в настоящее время его уже не существует. Фото 2005 года. Жители получили сертификаты на приобретение жилья. В 2012 году посёлок был упразднён в связи с отсутствием в нем проживающих граждан.
Вдали можно видеть рудник Перевальный
На склонах гор видны заросшие дороги, их там очень много
Погонять бы там на квадрике! Заодно можно брусники пособирать, говорят её много в этих краях.
На нашей площадке множество камней разных размеров
Рядом расположен огромный провал грунта, судя по спутниковому снимку общая длина провала составляет около 2 км.
По слухам здесь взорвали шахту. Зачем? Непонятно…
Есть и очень опасные места. В кустах находится вот такая ни чем не огороженная дыра в земле. Вероятно это очень глубокая вентиляционная шахта. Бросали туда камни, но так и не услышали звуков их падения. За эти годы воронка увеличилась в размерах. При перемещении по территории нужно всегда смотреть под ноги! Иначе не миновать беды
Видны остатки горнодобывающей инфраструктуры. Фото 2005 г.
Ледник затопленной шахты у подножия горы так и не растаял за лето. Здесь довольно прохладно — шахта «дышит» холодным воздухом. Вообще в Интернете очень мало информации по горнорудной тематике этих мест — известно что здесь находится крупное месторождение оловополиметаллических руд. Однако не ясно сколько же всего здесь шахт, какова их протяженность. Сколько людей раньше работало?
Подъезжаем к базе горняков. Здесь еще немного теплится жизнь
Подстанция 110/6 кВ «Молодёжная»
Эстакада непонятного назначения рядом с производственным зданием
Основная дорога возле базы перекопана, а заезд и выезд транспорта осуществляется через эти ворота
Отстойники
Красивые холмы рядом с дорогой
Котельная?
С дороги видны развалины солнечного горно-обогатительного комбината
Хвостохранилище Солнечного ГОК
Все-таки как быстро летит время — прошло уже два года с момента крайней поездки, а такое чувство что это было совсем недавно…
До 2030 года почти все села и поселки Хабаровского края подключат к мобильному Интернету
Доступ к «всемирной паутине» получат свыше 16 тысяч человек, проживающих в 47 небольших населенных пунктах.
Все села и поселки Хабаровского края, в которых проживает более 100 человек, к 2030 году должны быть подключены к мобильному Интернету. Благодаря этому доступ к всемирной Сети получат более 16 тысяч человек, проживающих в 47 небольших населенных пунктах, сообщает корреспондент портала PROkhab.ru со ссылкой на пресс-службу губернатора и правительства Хабаровского края.
Такую задачу поставил губернатор региона Михаил Дегтярев в ходе недавнего расширенного заседания правительства Хабаровского края. На первом этапе, до конца 2024 года, доступом к высокоскоростному мобильному Интернету стандарта LTE будут обеспечены жители 10 населенных пунктов, в которых в общей сложности проживает около 17 тысяч человек. Благодаря этому сети LTE покроют все населенные пункты Хабаровского края, в которых проживает более 1 000 человек.
Для этого специалистам потребуется установить новые или модернизировать существующие базовые станции подвижной радиотелефонной связи, построить наземные линии связи и расширить спутниковые каналы связи на территории местных сел и поселков. Все эти работы будут проведены в рамках реализации проекта «Цифровое равенство», который вошел в состав опорного проекта «Умный регион» раздела «Край инноваций и новых возможностей» стратегии развития Хабаровского края до 2026 года, представленной губернатором Михаилом Дегтяревым.
– Главная задача, которая стоит перед операторами связи, заключается в том, чтобы население Хабаровского края имело равные возможности подключения к Интернету. Помимо неограниченного доступа к информации, граждане получают возможность получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, — рассказал министр информационных технологий и связи Хабаровского края Алексей Гусев.
Добавим, что проект «Цифровое равенство» станет продолжением эффективного взаимодействия правительства региона и операторов связи, которое выражается в реализации проекта «Хабаровский край на связи». Благодаря этому проекту в 2021 году жители 36 населенных пунктов Хабаровского края получат доступ к мобильному Интернету, а еще девять сел и поселков получат проводной доступ к глобальной Сети.
В горах Хабаровского края отшельники разведут стаю маламутов
В горах хребта Мяо-Чан в Солнечном районе появится центр развития ездового спорта. Его планируют создать хозяева горной усадьбы «Мяо-Чан», которая расположена на высоте 1000 метров недалеко от посёлков Горный и Фестивальный.
— С годами я поняла, что лучше жить в лесу и получать удовольствие, приезжая иногда в город, чем жить в городе и получать удовольствие от нечастых поездок в лес, — рассказала Евгения Юрьева. – Здесь родились двое из троих наших детей. Младшему семь лет, и он уже водит экскурсии туристов на смотровую площадку, а средняя заочно учится в школе и рисует — она иллюстрирует арабские сказки на заказ.
Сейчас хозяева «Мяо-Чана» оформили свои владения, которые раньше арендовали, под дальневосточные гектары. Это дало возможность расширить возможности принимать туристов.
— Оформление участков вдохновило нас, и сейчас мы ведём строительство двухэтажной гостиницы для туристов, хотя уже сегодня мы принимаем группы в четырёх домиках с дровяными печами. Жить наедине с природой для нас стало важнее благ цивилизации, и вопрос о переезде в город даже не стоит, — говорит глава семьи Виктор Атаманюк.
Электричество на усадьбе автономное. Свет включают по вечерам, чтобы выходить на связь. Своим гостям Виктор и Евгения предлагают уединённые условия, катания на лыжах и сноубордах и общение с лайками-маламутами.
— Усадьба расположена совсем недалеко от Комсомольска, туда можно доехать на машине. Дорогу на сопку регулярно расчищают, — рассказала корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» сестра Евгении Юрьевой Елена. – Сейчас Виктор работает над своей давней мечтой: развести целую стаю маламутов и открыть у себя в горах настоящий центр ездового спорта. Пока их у него только несколько. Но среди комсомольчан езда на собачьих упряжках пользуется очень большой популярностью.
Фестиваль «Активное долголетие» в Хабаровском крае
С 08 по 11 октября 2020 года на территории Хабаровского края в сетевом формате проходил краевой фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди лиц старшего и пожилого возраста «Активное долголетие» в рамках Всероссийского фестиваля спорта и здоровья, приуроченного к празднованию Международного Дня пожилых людей.
Основные действия в рамках мероприятия развернулись на территории Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Участники соревновались в таких видах испытаний ГТО, как: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лёжа, сгибание- разгибание рук в упоре лёжа, сгибание-разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, сгибание-разгибание рук в упоре о стул, бег 2000 м, смешанное передвижение 2000 м, плавание 50 м, 25 м.
«Мы приехали из п. Троицкое, Нанайского района, чтобы принять участие в фестивале «Активное долголетие». Мы активно участвуем в фестивале и намерены побеждать!» — высказался Константин Бельды, 86-летний участник мероприятия — представитель команды Нанайского муниципального района.
В фестивале приняли участие более 60 человек – представителей IX (50-59 лет), X (60-69 лет), XI (70+) ступеней комплекса ГТО.
На протяжении фестиваля были отмечены рекорды в видах испытаниях. Так, например, Татьяна Веслополова – представительница X ступени ВФСК ГТО выполнила рекордные 70 сгибаний-разгибаний рук в упоре о гимнастическую скамью, а Елена Коревко – представительница X ступени ВФСК ГТО отличилась, проплыв дистанцию в 25 м за 17:26 секунд.
Среди мужчин отличился представитель X ступени ГТО Анатолий Чакин, выполнивший поднимание туловища из положения лёжа 49 раз. В испытании «бег на 2000 м» отличился Вадим Южаков, пробежав дистанцию за 8.10 минут.
По итогам фестиваля призовые места распределились следующим образом. Среди мужчин IX ступени ВФСК ГТО в категории 50-54 года победителями и призёрами стали:
1) Хисматулин Андрей (г. Комсомольск-на-Амуре)
2) Сыров Марат (Комсомольский район)
3) Ковынев Сергей (г. Хабаровск)
Среди мужчин 55-59 лет:
1) Грей Михаил (г. Комсомольск-на-Амуре)
2) Атюнкин Андрей (Комсомольский район)
3) Южаков Вадим (Ванинский район)
Результаты IX ступени (50-54 года) среди женщин распределились следующим образом:
1) Сидорина Лариса (г. Комсомольск-на-Амуре)
2) Шенкоренко Яна (Хабаровский район)
3) Смирнова Наталья (Солнечный район)
Женщины 55-59 лет:
1) Морозова Марина (г. Комсомольск-на-Амуре)
2) Копаленшвили Ирина (Ванинский район
3) Пьянкова Ирина (г. Хабаровск)
Среди участников Х ступени места распределились следующим образом:
Мужчины 60-64 года:
1) Кадыров Эдуард (Комсомольский район)
2) Хромов Иван (район имени Лазо)
3) Пак Сергей (город Комсомольск-на-Амуре)
Мужчины 65-69 лет:
1) Чакин Анатолий (Ванинский район)
2) Волынец Виталий (район Лазо)
3) Шишминцев Владимир (город Комсомольск-на-Амуре)
Женщины 60-64 лет:
1) Веслополова Татьяна (г. Хабаровск)
2) Денискина Ольга (г. Комсомольск-на-Амуре)
3) Коревко Елена (район имени Лазо)
Женщины 65-69 лет:
1) Шамрина Наталья (Хабаровский район)
2) Базанова Зинаида (г. Хабаровск)
3) Битехтина Тамара (Солнечный район)
Победителями и призёрами среди представителей XI ступени комплекса ГТО стали:
Мужчины (70+):
1) Чорноус Владимир (район имени Лазо)
2) Шестаков Юрий (г. Комсомольск-на-Амуре)
3) Алсаев Александр (Нанайский район)
Женщины (70+)
1) Сердечная Галина (г. Комсомольск-на-Амуре)
2) Карепова Тамара (г. Хабаровск)
3) Куксенко Раиса (Солнечный район)
«Мероприятие чудесное! Всё замечательно, всё хорошо — все молодцы! Самое главное — это азарт, здоровье, отдых и активное долголетие!» — отметила Яна Шенкоренко, представительница команды Хабаровского муниципального района.
Подробная информация об ошибке IIS 8.5 — 404.11
Ошибка HTTP 404.11 — не найдено
Модуль фильтрации запросов настроен на отклонение запроса, содержащего двойную управляющую последовательность.
Наиболее вероятные причины:
- Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере для отклонения двойных escape-последовательностей.
вещей, которые вы можете попробовать:
- Проверьте конфигурацию/систему.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping в файле applicationhost.config или web.confg.
Подробная информация об ошибке:
модуль | RequestfilteringModule |
---|---|
Beadrequest | |
обработчик | StaticFile |
код ошибки | 0x00000000 |
Запрошенный URL-адрес | https://airport.![]() |
---|---|
Physical Path | C:\inet Russia_nearest_airport_result.ash? lng = 50.226111 & lng = 306.899444 & place = 136.899444 & place = 136.899444 & place = 016.899444 & place = 016.899444 & place = 20krai,% 20russia & sr = GP |
вход | еще не определено |
вход пользователя | еще не определены |
Дополнительная информация:
Это функция безопасности.Не изменяйте эту функцию, пока полностью не поняты масштабы изменений. Перед изменением этого значения следует выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные управляющие последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping. Это может быть вызвано искаженным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.
Посмотреть дополнительную информацию »
АК «Траннефть» — Новости Пресса
Инженер Дальнего Востока ПАО «Транснефть» стал лауреатом Международной молодежной научно-технической конференции «Транснефть» Андрей Чирков, инженер-программист сектора ИТ-систем участка автоматизированных систем управления технологическими процессами (ИТС АСУТП) ПАО «Транснефть — Дальний Восток», стал лауреатом Международной молодежной научно-технической конференции «Транснефть».Молодой специалист победил в номинации
Специалисты компании «Транснефть-Дальний Восток» выполнили комплексную диагностику резервуара для хранения нефти вместимостью 50 000 м3 Приморской нефтеперекачивающей станции (НПС).
Мощный снежный буран, прошедший через Приморск и Хабаровский край, не повлиял на работу трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2) и ответвления от ВСТО до Комсомольского НПЗ.
«Транснефть — Дальний Восток» провела День карьеры в Тихоокеанском национальном университете
Сотрудники ПАО «Транснефть — Дальний Восток» провели противоаварийные учения (АВР) с имитацией выброса нефти на поверхность болота.
«Транснефть — Дальний Восток» подтверждает соответствие международным стандартам в области охраны труда, экологии и энергетического менеджментаВнешний аудит ПАО «Транснефть — Дальний Восток» подтвердил соответствие международным стандартам сертификации в области охраны труда, экологии и энергетического менеджмента.
«Транснефть — Дальний Восток» организовала экскурсию на нефтеперекачивающую станцию для школьников Дальнереченска Дальнереченское районное нефтепроводное управление (РНД) ПАО «Транснефть — Дальний Восток» организовало экскурсию на нефтеперекачивающую станцию № 38 для девятиклассников общеобразовательной школы № 2 г. Дальнереченска Приморского края. Открытый урок был инициирован руководством РПД и поддержан администрацией СШ №2.
Сотрудники «Транснефть-Дальний Восток» отточили навыки тушения условного пожара на нефтеперекачивающей станции (НПС) с резервуарным парком.
«Транснефть — Дальний Восток» завершила ежегодную внутритрубную диагностику ВСТО-2Компания «Транснефть-Дальний Восток», транспортирующая нефть по II очереди магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-2), завершила внутритрубное обследование более 2000 км ниток.
нанайцев | ENCYCLOPEDIA.COM
Альтернативные имена: Hezhen, Goldy
Местоположение: Россия (Экстремальная Юго-Восточная Сибирь), Китай (провинция Heilongjiang)
Население населения: 126160 в России (2002), 4640 в Китае (2004)
ЯЗЫК: Нанайский, Русский, Китайский
РЕЛИГИЯ: Шаманизм
ВВЕДЕНИЕ
Нанайцы — коренные жители крайнего юго-востока Сибири (также называемого Дальним Востоком России), населяющие берега Амура и его притоков. Антропологические, лингвистические и археологические данные свидетельствуют о том, что люди, сходные с нанайцами по этническому происхождению, языку и культуре, непрерывно заселяли Приамурье и обеспечивали себя рыболовством и охотой с эпохи неолита (т. е. более 3000 лет). Нанайцы образовались в результате смешения этих местных групп с мигрантами, которые постепенно прибывали с севера, запада и юга (т. е. из Сибири и Маньчжурии).
Нанайцы сами себя называют нанай (множественное число: нанайсал ), что означает «местный житель» и происходит от слов на (место, земля) и наи (человек).Ранее в русской этнографической литературе нанайцы именовались гольдами . Этот термин означает «нанайцы» на языке ульчей, другого амурского народа, тесно связанного с нанайцами этнически и лингвистически. (Имя Нани также использовалось как нанайцами, так и ульчами для обозначения самих себя.)
В течение нескольких столетий до их поглощения Российской империей в середине XIX века нанайцы поддерживали торговые отношения. с русскими, китайцами и маньчжурами, которые завоевали Китай в 1644 году и основали династию Цин.Они обменивали мех, женьшень и рога северного оленя (используемые китайцами в виде порошка в качестве афродизиака) на ружья, железо, чай, муку, табак, водку, зерно и ткани. Русские исследователи, вероятно, вступили в контакт с нанайцами еще в 1640-х годах, но маньчжуры считали Приамурье своей собственностью, потому что оно примыкало к их родине. В любом случае граница, проведенная между Российской и Китайской империями в 1689 г., оставила нанайцев под контролем последней. Маньчжуры облагали нанайцев и других амурских народов налогами, назначали старейшин в свои деревни и заключали брачные союзы между маньчжурскими чиновниками и вождями местных кланов; многие лидеры нанайских деревень и кланов стали очень богатыми таким образом.После того, как Россия получила контроль над Амурской областью от Китая по Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому договору 1860 года, нанайцы стали подданными России.
На нанайскую территорию стали хлынуть десятки тысяч русских колонистов; этот процесс поощрялся царским правительством, которое считало бассейн Амура стратегическим районом и опасалось китайского посягательства на него, если оно останется малонаселенным нерусскими аборигенами. Эти колонисты поселились на нанайских охотничьих угодьях, захватили лучшие районы рыболовства и использовали как нечестные коммерческие методы, так и угрозу насилия, чтобы выманить у нанайцев землю и другое имущество.Нанайцы стали меньшинством на своей земле, и их уровень жизни сильно упал. К началу ХХ века соотношение колонистов и их потомков к нанайцам составляло 90 к 1. Народы Амура сильно пострадали от разрушений и кровопролития Гражданской войны, последовавшей за захватом власти большевиками в октябре 1917 года. Бассейн реки Амур была ареной ожесточенных боев между коммунистической Красной армией, антикоммунистической Белой армией и японскими войсками, которые надеялись воспользоваться хаосом, чтобы расширить влияние Японии в регионе.
Положение нанайцев улучшилось в 1920-е годы после окончания Гражданской войны. Кооперативы, спонсируемые большевиками, позволили нанайским рыбакам и охотникам объединить свои скудные ресурсы, а новое правительство предприняло шаги по развитию образования и западного медицинского обслуживания. Однако положение нанайцев ухудшилось после прихода к власти Сталина в 1929 году. Они были вытеснены из своих широко разбросанных традиционных деревень и переселены в меньшее количество крупных поселений, которые правительственные планировщики экономики считали более эффективными.Более того, Сталин и его преемники интенсивно развивали горнодобывающую, лесозаготовительную и промышленную промышленность в Приамурье без учета экологических последствий. Это привело к серьезному экологическому ущербу нанайской территории.
РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА
По состоянию на 2002 г. в Российской Федерации проживало чуть более 12 640 нанайцев, и почти все они проживали на Дальнем Востоке России у границы с Китаем. По состоянию на 1989 г. около 11 600 нанайцев проживало в Хабаровском крае ( край России ), в основном в его Хабарковском, Нанайском и Комсомольском районах ( район России ).Еще около 400 нанайцев жили вдоль реки Уссури в соседнем Приморском крае и еще 170 жили на острове Сахалин у восточного побережья Российской Федерации. Кроме того, по состоянию на 2004 год около 4600 нанайцев проживало в северо-восточных пределах Китайской Народной Республики, прежде всего в Маньчжурии, где они известны как хэчжэнь .
Климат нанайской территории несколько отличается от климата большей части Сибири и Дальнего Востока России.Например, лето здесь относительно теплое, средняя температура июля составляет от 16º до 20ºC (от 60,8º до 68ºf). Муссонные ветры с Тихого океана приносят сильные дожди в конце лета и начале осени и иногда приводят к сильным наводнениям. Зимы суровые: типичны сильные снегопады и сильные холодные ветры, январские температуры колеблются от -28º до -20ºC (от -18,4º до -4ºf). Большая часть территории, населенной нанайцами, состоит из низменных долин вдоль 700-километрового участка реки Амур.На самых низких высотах обычны болота, иногда с лиственничными рощами, а берега Амура и других рек усеяны небольшими островами, разделенными речками. Самые северные окраины нанайского городища тем гористее, чем дальше от Амура. Лиственница, тис, береза, клен, сирень, жимолость, болотные травы — наиболее типичные формы растительности низменных местностей. Горы большей частью покрыты смешанными лесами из лиственницы, ели, пихты, ясеня, липы, клена, ореха (в предгорьях преобладает лиственница).На самых высоких высотах наиболее распространены кедр и лишайники. Реки традиционно были богаты водными обитателями, особенно лососем и выдрой, хотя чрезмерный вылов рыбы в последние десятилетия серьезно сократил их запасы. Белки, лисы, медведи, соболи, зайцы, кабаны, амурские тигры, лоси, рябчики, олени — наиболее распространенная фауна на суше.
ЯЗЫК
Нанайский язык принадлежит к тунгусской, или тунгусо-маньчжурской, ветви алтайской языковой семьи. Его ближайшими родственниками являются языки, на которых говорят другие народы Приамурья (орочский, ульчский и удэгейский), маньчжурский язык и язык народа сибэй провинции Синьцзян на северо-западе Китая (потомки маньчжурских пограничных войск).Близки к нанайскому и языки эвенков и эвенов восточной и северо-восточной Сибири. Помимо заимствований из других тунгусских языков, нанайская лексика включает заимствования из русского и китайского, а также нивхского (неродственного языка, на котором говорят в Приамурье и на острове Сахалин). Нанайцы делятся на несколько региональных форм, в разной степени отличающихся друг от друга. Отнесение этих форм нанайского языка к диалектам или субдиалектам (второстепенным вариантам диалектов) долгое время было предметом споров среди лингвистов, специализирующихся на изучении тунгусских языков, и до сих пор нет единого мнения ученых по этому вопросу.До советского периода нанайский язык не имел письменной формы, кроме академических транскрипций лингвистов.
В 1931 г. была принята нанайская письменность на основе латинского алфавита; пятью годами позже он был заменен кириллическим (русским) алфавитом, который используется до сих пор. Современный нанайский литературный язык основан на найхинском диалекте (наиболее распространенной форме нанайского языка). Диакритические знаки и специальные буквы используются для отражения нанайских звуков, отсутствующих в русском языке, но их употребление не всегда последовательно.Например, в нанайском, как и в других алтайских языках, различаются «долгие» (ударные) и «короткие» (безударные) гласные. В некоторых произведениях над гласной буквой ставится диакритический знак в виде короткой строки, чтобы указать, что это длинная гласная, но в других книгах используются двойные буквы. (См. названия двух нанайских словарей в библиографии для примеров вариантов написания.)
Некоторые нанайские личные имена очень древние, и их происхождение и первоначальное значение остаются загадкой как для обычных нанайцев, так и для лингвистов. Это касается мужских имен Бамба и Гиби и женских имен Декхе и Яота . Этимология других традиционных имен более ясна. Некоторые, такие как Orokto («трава», самец) и Sunke («жук», самка) — это слова, обозначающие растения и животных в нанайской среде. Другие — например, мужское имя Aka («сильный или мужественный») и женское имя Булке («нежная») — относятся к положительным качествам, которыми родители желают обладать ребенку.В течение ХХ века широкое распространение получили русские личные имена, такие как Анна (женское) и Федор (мужское).
Использование фамилий, основанных на названии клана данной семьи ( Килен , Гаир , Оникан и т. д.), было обычным явлением с 1930-х годов. Интересно отметить, что написание многих родовых нанайских фамилий часто отличается от фактического нанайского произношения этих фамилий: это, скорее всего, связано с ошибками, допущенными российскими бюрократами при заполнении кадровых формуляров и других документов при использовании фамилий. требовалось сначала.Так, фамилия нанайского культурного антрополога и борца за права коренных народов Евдокии Гаир пишется как Гаэр ; фамилии лингвистов Сулунгу Онинкана и Николая Килена пишутся Оненко и Киле соответственно.
ФОЛЬКЛОР
Нанайский фольклор включает в себя легенды и истории ( телунгу или нингман ) о происхождении вселенной, земли, людей, животных и местных гор, скал и озер. Некоторые телунгу и нингман повествуют о подвигах шаманов и подвигах охотников и воинов; другие рассказывают истории различных нанайских кланов и животных или растений (тигров, медведей, ястребов, берез и т. д.).), от которых они произошли. Вообще говоря, легенда или история называется телунгу , если считается, что ее события произошли в глубокой древности; иначе он называется ningman . Есть также многочисленные скороговорки (дёруэн) и загадки (намбокан) .
В традиционном нанайском обществе фольклор был не только формой развлечения, но и важным инструментом социализации. Многие произведения устной литературы косвенно обучали молодежь правильному поведению, полезным приемам охоты и рыболовства, а также мифологии и религии общины.Учитывая дидактический аспект нанайского фольклора, неудивительно, что многие сказки касаются человеческих недостатков, таких как лень и тщеславие. One ningman рассказывает историю Айоги, красивой, но крайне тщеславной девушки. Однажды мать Айоги попросила ее принести немного воды, но Айога отказался, предпочитая вместо этого сидеть, любуясь своим отражением в блестящей медной кастрюле. Соседская девушка предложила пойти вместо Айоги, и мать Айоги наградила ее булочкой, но не дала ни одной Айоге.В ярости Айога в ярости убежала от матери и села дуться на берегу ближайшего ручья. Айога смотрела на свое отражение в воде, время от времени поглядывая на соседскую девушку, которая сидела на противоположном берегу и ела лепешку. Внезапно шея Айоги начала расти. Заметив это, она в гневе замахала руками, и они превратились в крылья.
Затем она упала в ручей, где превратилась в лебедя. Она разучилась говорить по-нанайски и помнила только свое имя, которое отныне стало зовом лебедя: «Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!»
РЕЛИГИЯ
Традиционная нанайская религия включает в себя шаманские практики.Нанайские шаманы верят, что у огня, гор, звезд, созвездий, лесов и рек есть духи (endur) , которых люди должны уважать, чтобы выжить и процветать. Наиболее почитаемым духом природы является бог неба, которого зовут Сангия и Боаендурни. Некоторые животные, такие как медведи и амурские тигры, также считаются духовно сильными и их едят только во время ритуальных трапез. Меньшие духи или призраки, называемые семь или бусю , способны помогать людям или причинять им вред.Нанайский шаман (саман) , как и индейский «знахарь», — это мужчина или женщина, умеющие общаться со всеми этими духами во время ритуалов, включающих воспевание и пение молитв и избиение унгчухун (большой, плоский, круглый барабан). Нанайские шаманы используют свои ритуалы для исцеления больных, улучшения состояния верующих и предсказания будущего. Самые могущественные шаманы, именуемые касаты-саман , сопровождают умерших в Буни, Мир Мертвых. (Касати-саман всегда должен быть мужчиной.) Хотя профессия шаманизма является наследственной, не все сыновья и дочери шаманов идут по пути своих предков: их должны выбирать сами духи. Каждого шамана ведет и защищает личный дух-помощник, или aiami . Если шаман — мужчина, то его aiami — женщина; aiami женщин-шаманов всегда мужчины. айами шамана считается его или ее супругой, и они вступают в половую связь во время снов шамана.Шамана уважают, но никогда не завидуют. Считается, что жизнь шамана принадлежит не ему или ей, а айами . Поэтому ни один нанайец не желает становиться шаманом, а избранный духами человек часто сопротивляется призыву годами. После того, как родина нанайцев перешла под контроль России, миссионеры Русской православной церкви осуществили их обращение в христианство.
Хотя многие были официально крещены, они продолжали исповедовать свою древнюю религию наряду с русскими православными обычаями.Нанайские шаманы, как и шаманы других коренных народов Сибири, подвергались тюремному заключению и казням во время сталинских антирелигиозных кампаний, в результате чего шаманство было загнано в подполье. С тех пор как советский лидер Михаил Горбачев прекратил преследование религии со стороны советского правительства в 1980-х годах, нанайцы начали более открыто практиковать шаманизм.
БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ
Большинство традиционных нанайских «праздников» не отмечаются в одно и то же время каждый год, так как они, по сути, являются шаманскими обрядами, проводимыми для определенных целей.Среди них ритуальное благословение охотничьих и рыболовных снастей шаманами и ежемесячные поминки, устраиваемые родственниками и друзьями погибших в течение нескольких лет после смерти человека. Однако некоторые праздники имеют более или менее установленную дату. Самым важным из них является nengnemeni enei , весенний сбор, который проводится в последние дни апреля и первые несколько дней мая в честь вскрытия речного льда и начала весеннего рыболовного сезона. Во время nengnemeni enei десятки членов родственных семей вместе разбили лагерь на берегу реки и праздновали конец зимы танцами, играми, рассказыванием историй, пением и пиршеством.Ритуальные подношения еды, питья и табака делаются духам воды и огня. Многовековые контакты с китайскими торговцами и поселенцами привели нанайцев к принятию китайского Нового года, который отмечается семейными праздниками. В советский период нанайцы отмечали коммунистические праздники, такие как Первомай (1 мая), годовщину победы над нацистской Германией (9 мая), Международный женский день (8 марта) и годовщину большевистской революции (7 ноября). ).
РИТУАЛ ПЕРЕХОДА
В традиционном нанайском обществе роды сопровождались многочисленными правилами, которые необходимо было соблюдать для обеспечения выживания ребенка.Как только нанайская женщина обнаруживала, что беременна, она должна была соблюдать определенные табу. Например, она не могла шить или использовать клей в работе по дому на последних сроках беременности, иначе плод «прилипал» к матке, и роды были бы затруднены. Она не могла присутствовать на похоронах, иначе у нее случился бы выкидыш. (Если она не могла избежать посещения похорон, она должна была сначала препоясать свои чресла защитной веревкой или сетью). Рубка веток деревьев может вызвать уродства или привести к тому, что ожидаемый мальчик родится девочкой.Беременной женщине также запрещалось есть определенные продукты. Если бы она ела сердца крупной дичи, ее сердце не выдержало бы родов. Употребление в пищу глаз жареной рыбы может привести к тому, что ребенок родится с язвой на глазу, а мозг белки может вызвать гиперактивность. Мужья беременных также должны были соблюдать определенные табу. Например, нельзя было охотиться накануне родов или ребенок мог родиться с заячьей губой. Действия, требующие вбивания кольев в землю (например, строительство заборов), также следует избегать незадолго до предполагаемой даты родов, поскольку они также могут нанести вред плоду.Роды проходили во временном приюте возле дома, доступ в который был запрещен всем, кроме роженицы, акушерки и родственниц или подруг.
После рождения ребенка принимались специальные меры, чтобы скрыть его личность от злых духов, сбивая их с толку различными способами. Никаких публичных торжеств не проводилось, и члены семьи говорили расплывчато, сообщая другим о факте рождения. Кроме того, ребенка ритуально отдавали паре из другого рода или даже другой национальности, против которой духи были безобидны; Кроме того, ему временно было присвоено название, призванное либо вызывать отвращение у вредных духов, например Полокто («заплесневелость») или Лебе («рвота или мусор»), либо пугать их — Некте («кабан «) или Качакта («колючий лосось»).В течение последних нескольких десятилетий роды происходили в больницах, и многие традиционные табу, связанные с родами, больше не соблюдаются.
Древнейшим способом захоронения умерших у нанайцев и других амурских народов является захоронение в деревянных или березовых гробах, поставленных на платформы. Младенцев, умерших до своего первого дня рождения, традиционно заворачивали в ткань или бересту и помещали в дупла деревьев. В результате русского влияния погребение в земле заменило погребение на платформе и на дереве.После смерти человека его кладут на плоскую доску, называемую диркинче . Лицо трупа покрывается тканью, а ноги связываются белой плетеной нитью и удерживаются на месте камнем, чтобы душа умершего не пинала души его или ее родственников. Рядом с телом кладут еду, питье, трубку и табак. По прошествии нескольких дней тело облачают в припасенную для этого случая красивую одежду, кладут в гроб и везут на кладбище, где и хоронят.(Личные вещи, которые были сломаны или разорваны, чтобы позволить духу их владельца вырваться из них, кладутся в гроб вместе с телом. Мужчин хоронят с охотничьими и рыболовными инструментами, а женщин — с швейными мешочками с иголками и нитками.) на седьмой день после смерти шаман проводит ритуал, чтобы привести душу умершего в Мир Мертвых (Буни) . Традиционные нанайские погребальные обычаи сохранились в гораздо большей степени, чем обряды рождения.
МЕЖЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
У нанайцев, придерживающихся традиционных правил поведения, считается признаком уважения поклон при встрече с кем-либо. Существуют определенные протоколы, которые необходимо соблюдать при принятии решения о поклоне или не поклоне. Например, никогда нельзя кланяться человеку моложе или человеку того же возраста. Мужчины всегда кланяются пожилым мужчинам и пожилым женщинам, но женщины не кланяются пожилым представителям любого пола. Особых правил поклонения шаманам нет: им кланяются, только если они мужчины и старше вас.
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
Предки нанайцев изначально жили в землянках с бревенчатым каркасом и крышей, но на протяжении столетий наиболее типичным нанайским жилищем был dio , большой однокомнатный прямоугольный дом, в дизайне которого чувствуется сильный китайский и /или маньчжурское влияние.Стены дио образованы каркасом решетчатого типа из веток ивы или ольхи; этот каркас затем покрывают с обеих сторон толстыми слоями глины. dio отапливается несколькими глинобитными печами. Скамейки вдоль стенок dio служат как сиденьями, так и кроватями, а большая платформа в его центре используется для хранения охотничьих, кулинарных и рыболовных инструментов и других предметов повседневного обихода. Раньше окна закрывали рыбьей кожей или китайской вощеной бумагой, но сейчас чаще встречается стекло.Состоятельные нанайцы обставляли свои дома лакированными шкафами и комодами китайского производства. Хотя dio не исчез полностью, большинство сельских нанайцев сейчас живут в одноэтажных деревянных домах в русском стиле, характерных для колхозов по всему бывшему Советскому Союзу. Нанайцы в Комсомольске и других городских районах живут в типичных советских железобетонных многоквартирных домах.
Поскольку рыболовство долгое время было основным занятием большинства нанайцев, лодки, естественно, были самым важным средством передвижения.Каноэ изготавливают либо путем выдалбливания бревен, либо путем прикрепления панелей из бересты или дерева к деревянному каркасу. Нанайские каноэ обычно приводятся в движение двуглавыми веслами (похожими на те, что используются на байдарках), хотя иногда используются длинные шесты, чтобы толкать каноэ со дна реки на мелководье. Лыжи и собачьи упряжки — наиболее распространенные традиционные средства передвижения по суше; некоторые группы нанайцев также традиционно использовали лошадей для верховой езды, перевозки грузов и буксировки саней. Моторные лодки, грузовики, велосипеды и мотоциклы, а также автобусы и автомобили в городских районах стали обычным явлением в последние десятилетия, но они не полностью вытеснили обычные нанайские средства передвижения.
В традиционном обществе нанайцы полагались почти исключительно на лечебные травы и заклинания шаманов, хотя иногда они покупали фармацевтические средства у русских или китайских торговцев. Западная медицина получила широкое распространение в 20 веке, когда советское правительство предоставляло всем своим гражданам бесплатную или недорогую универсальную медицинскую помощь. Тем не менее, западная медицина не устранила традиционные нанайские формы лечения. Поликлиники иногда находятся слишком далеко и обычно предлагают лишь самые элементарные формы медицинской помощи.Более того, нанайские травяные лекарства часто весьма эффективны, поскольку они являются продуктом сотен (возможно, тысяч) лет исследований и практики.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Традиционное нанайское общество было основано на небольших семьях, состоящих из мужчины, женщины, нескольких детей и, возможно, нескольких пожилых родителей. У богатых нанайцев часто было более одной жены; эта практика была отменена в коммунистический период, хотя антропологи столкнулись с несколькими пожилыми полигамными семьями еще в 1950-х и 1960-х годах.Каждое домашнее хозяйство принадлежало к одному из 20 или около того кланов (хала) , которые значительно различались по размеру: самые маленькие кланы насчитывали всего несколько десятков членов, а самые большие насчитывали более 900 членов. Брак с членом одного клана был запрещен. Небольшие кланы иногда образовывали межклановые союзы путем женитьбы члена одного клана на члене другого клана; эти союзы назывались доха . Обычай запрещал браки между членами одной и той же дохи , хотя иногда делались исключения по причине экономических трудностей (например, когда вдове нужно было повторно выйти замуж, чтобы выжить, и она не могла найти подходящего партнера за пределами своей доха ).Члены кланов и межклановых союзов помогали друг другу в трудную минуту, устраивали суды, судившие членов, обвиняемых в правонарушениях, и мстили другим кхала и доха , члены которых причинили вред своему народу.
Социальные функции родов и доха в быту в течение 20 в. уменьшились в своем значении, хотя некоторые черты (например, запрет на смешанные браки) сохраняются.
Труд мужчин и женщин в традиционной экономической деятельности нанайцев строго определяется обычаями, хотя вклад каждого одинаково ценится.Мужская работа включает рыбалку, охоту, а также изготовление и ремонт оружия и инструментов, используемых в этих видах деятельности. Женщины лечат мясо и рыбу, готовят шкуры животных и рыб, шьют, чистят, ухаживают за детьми и готовят. Женщины также ловят рыбу, когда их мужья отсутствуют. С советских времен мужчины также работали в лесном хозяйстве, а медицина, преподавание и работа в сфере обслуживания в основном выполнялись женщинами.
ОДЕЖДА
Традиционной нанайской одеждой для мужчин и женщин является tetue , халат длиной до щиколотки, застегивающийся с одной стороны на пуговицы или крючки.Зимняя футболка изготовлена из рыбьей кожи, которая при выдержке дает мягкую, светлую, но теплую кожу; летняя одежда изготавливается из кабаньей шкуры. (В дореволюционный период богатые нанайцы также носили шелковые халаты, головные уборы и обувь, импортированные из Китая.) Оба пола носят тетуэ с поясом (омоль) , короткие штаны (перу) и гетры. (гарон) . Женщины носят нагрудный знак (леле) , украшенный металлическими подвесками. Полуботинки (ота) из рыбьей или кабаньей кожи на подкладке из мягкой травы носят с матерчатыми или кожаными чулками (доктон) .Наиболее характерным типом нанайского головного убора является мужская округлая шапка (корбочи) с ушами (сиаптон) и белое матерчатое покрывало (гармасо) , ниспадающее на шею и плечи с затылка. (Этот дизайн изначально был задуман для защиты охотников от комаров и комаров, распространенных влажным амурским летом.) Современные нанайцы обычно носят западную одежду (матерчатые платья, рубашки, брюки, чулки, носки, нижнее белье и кожаную обувь). кроме праздников и других особых случаев.
ПРОДУКТЫ
Наиболее распространенной пищей в традиционной нанайской кухне является рыба, особенно лосось. Нанайцы обычно готовят рыбу путем варки, копчения, замораживания или сушки. Соление рыбы и другого мяса было неизвестно до контакта с русскими, но теперь это распространенный метод приготовления. Рыбу иногда едят и в сыром виде. Любимые нанайские блюда включают боду , кашу из икры лосося и проса; таксан , который изготавливается путем варки рыбной массы в собственном масле и жире; и тала тонкие чипсы из замороженной рыбы.Ягоды, грибы и съедобные травы употребляют в пищу в свежем виде или консервируют для дальнейшего использования, высушивая на солнце и ветру. Мука используется для приготовления лепешек и блинов. Белка, лось, оленина, свинина и кабан, хотя и потребляются реже, чем рыба, также являются частью традиционной нанайской диеты. До 20 века большинство нанайцев ели руками или деревянными ложками из коры, рога или деревянными тарелками и мисками. (Состоятельные нанайцы пользовались фарфоровой посудой китайского производства). Традиционная посуда и утварь в значительной степени заменены массовыми российскими металлическими ножами, вилками и ложками, эмалированными кастрюлями и сковородками, фарфоровой посудой.
Овощные и мясные консервы, хлеб и выпечка, водка и другие алкогольные напитки, а также сладости стали неотъемлемой частью рациона нанайцев.
ОБРАЗОВАНИЕ
После приобретения русскими Приамурья в середине XIX века русскими миссионерами были созданы школы, в которых преподавание русского языка и общеобразовательных предметов сочеталось с обучением русскому православию, но их влияние на нанайцев было небольшой. Советское правительство начало создавать государственные школы среди нанайцев в 1920-х годах.Первоначально в них использовались только русские учебники, поскольку лингвисты не усовершенствовали нанайский алфавит до 1931 года. Сегодня все нанайцы посещают начальную школу и, по крайней мере, некоторые средние школы, а многие учатся в колледжах. Однако, наряду с этими неоспоримыми преимуществами, то, как развивалось образование среди нанайцев, угрожало их культурному наследию, потому что советская политика в отношении меньшинств после 1920-х годов имела тенденцию все больше и больше подавлять их культуру и языки. В период с 1950-х по 1980-е годы использование нанайского языка в классе как в качестве средства обучения, так и в качестве учебного предмета было практически прекращено, а нанайская культура в целом подвергалась унижению в пользу русской культуры.В результате, хотя все нанайцы свободно владеют русским языком (обязательное условие для получения высшего образования), многие имеют в лучшем случае смутное представление об истории и традициях своего народа, и только 44% говорят на нанайском как на родном языке. С 1980-х годов местные учителя и ученые добились определенных успехов в расширении преподавания местного фольклора, языка и ремесел в нанайских школах.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Хотя у нанайцев не было письменности до 20 века, устная литература была высоко ценимой частью нанайского культурного наследия с незапамятных времен.Фольклор обычно читали барды мужского и женского пола по имени нингмансо ( нингмасу на некоторых диалектах). Мужские выступления (khuse nai ningmani) часто включали пение отрывков, но традиция запрещала женщинам петь в присутствии мужчин, поэтому выступления женщин-бардов (ekte nai ningmani) полностью состояли из устной декламации. ningmanso практически исчезли из нанайского общества, не в последнюю очередь из-за политики советских властей, направленной на подавление нерусских культур, которые они считали «отсталыми» и «антисоветскими».Тем не менее ученым удалось собрать и опубликовать ценные фольклорные материалы как в нанайском, так и в русском переводе в советский период; эта работа продолжалась и после падения коммунизма, хотя и в крайне тяжелых условиях. Рост нанайской грамотности позволил творческой интеллигенции На нанайском и русском языках изданы стихи, рассказы и романы Григория Ходжера, Кисы Гейкер, Владимира Заксора, Акима Самара, Андрея Пассаря, Георгия Бельды.На мировом уровне, вероятно, самой известной нанайской фигурой является Дерсу Узала, герой одноименного фильма 1975 года японского режиссера Акиры Куросавы. Фильм Куросавы основан на мемуарах русского исследователя начала 20 века Владимира Арсеньева, чья книга Дерсу-охотник описывает его нанайского проводника, который сопровождал Арсеньева во время его исследований Приморья.
РАБОТА
Рыболовство и, в меньшей степени, охота были основой экономики нанайцев на протяжении тысячелетий.Феноменальное богатство словарного запаса нанайского языка в терминологии, относящейся к рыболовным орудиям и методам, свидетельствует о том важном месте, которое рыболовство занимало в повседневной жизни нанайцев. Нанайцы добывают рыбу крючком, сетью, ловушкой и копьем. Большая часть ловли лосося проводится в период с июля по сентябрь, когда лосось нерестится; карп, щука и сом ловятся круглый год. На выдр, лисиц, рысей и куниц охотятся из-за их меха, который традиционно использовался в торговле и производстве одежды.Этих животных ловят валежником, сетями и небольшими самостреляющимися луками и стрелами, называемыми денгуре , которые приспособлены для отстрела животных, которые их беспокоят. Мясо добывают из лосей, оленей и кабанов, а белки дают как мясо, так и мех. Дикие животные либо отлавливаются теми же методами, что и пушные звери, либо убиваются копьями или луками и стрелами. Традиционная хозяйственная деятельность нанайцев сильно изменилась в советский период: на смену индивидуальным охотникам и небольшим охотничьим коллективам пришли государственные рыболовецкие и охотничьи хозяйства.Использование огнестрельного оружия, ставшее обычным явлением после начала русской колонизации в 19 веке, стало повсеместным в 20 веке, хотя винтовки и ружья не вытеснили традиционное оружие.
СПОРТ
Многие традиционные нанайские виды спорта основаны на рыбалке и охоте. Например, лодочные и лыжные гонки не только развлекают, но и обучают молодых нанайцев навыкам, необходимым для поездок к местам рыбалки и охоты на диких животных. (Такие расы также позволяют пожилым нанайцам поддерживать и обновлять эти навыки.)
В одном из детских зимних видов спорта, хасигбоан («улов»), маленький мальчик, выбранный за его скорость и хитрость, играет роль «оленя», в то время как от трех до пяти старших мальчиков преследуют его на лыжах в качестве « охотники». (Если «охотников» больше пяти, «оленей» должно быть два.) «Олень» отправляется из исходной точки один, а «охотники» следуют за ним через 15–20 минут. «Олень» должен вернуться в исходную точку, не будучи пойманным «охотниками», которые пытаются найти его и «подстрелить», символически прикоснувшись к нему лыжной палкой.Первый «охотник», который таким образом подстрелит оленя, объявляется победителем и получает титул « bongo khasigboan » или «лучший преследователь».
РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ
Нанайские дети обоего пола с удовольствием играют в куклы. Куклы для девочек сделаны из бересты и бумаги и изображают людей; Куклы мальчиков сделаны из костей и волос животных, клювов птиц и изображают медведей и других животных. Популярным видом развлечения среди взрослых нанайцев является аракап , настольная игра, похожая на шахматы. Аракап использует деревянную доску (ундэн) , на которой нанесены пять вертикальных и три горизонтальных «дорожки» (покто) или линии. В игре два игрока перемещают пять «солдат» (пикте) по доске, пытаясь перехитрить друг друга. (В отличие от шахмат, «солдаты» в аракап располагаются на перекрестках между «дорогами», а не внутри образованных ими квадратов.) Если «солдат», принадлежащий одному игроку, загнан в угол и окружен двумя или более «солдат», принадлежащих другому игроку, он удаляется из игры.Игрок, который первым потеряет всех своих «солдат», считается проигравшим.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ
Нанайские женщины умеют украшать предметы одежды аппликацией и вышивкой, лепить посуду из бересты. Мужчины вырезают украшения на ручках ножей, дверных косяках, подоконниках и других предметах повседневного обихода. Одежда шаманов особенно тщательно продумана; его обычно украшают изображениями деревьев, драконов, людей, птиц, насекомых, змей и других животных.Спирали и волны — наиболее распространенные геометрические узоры в нанайском народном творчестве. Драконы (результат китайского влияния) также довольно распространены. Из дерева вырезают статуи, изображающие духов, и амулеты, призванные принести удачу их владельцу. В течение 20 века светская деревянная скульптура, обычно изображающая людей и животных, также стала обычным явлением.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Современные нанайцы сталкиваются с целым рядом социальных проблем, общих для всех коренных народов Сибири. Например, многие нанайцы страдают от слабого здоровья, вызванного пьянством, неадекватным медицинским обслуживанием и диетой, а также загрязнением воздуха и воды, вызванным горнодобывающей и промышленной деятельностью советских времен.Уровень жизни нанайцев зачастую низок не только из-за экономической неэффективности советской системы (особенно в сфере распределения товаров народного потребления), но и из-за этнических и расовых предрассудков: коренным амурцам зачастую либо платят меньше, чем русским, за эквивалентный труд ( даже в рыболовстве и других традиционных видах экономической деятельности) или ограничиваются самой низкооплачиваемой работой. Расточительная добыча природных богатств нанайцев советской промышленностью привела к истощению запасов рыбы и других животных, уничтожению более 30% лесов Приамурья.Вопросы культурного выживания нанайцев также вышли на первый план в последние годы в результате сохраняющихся последствий политики, направленной Сталиным и его преемниками на то, чтобы заставить нанайцев и другие нерусские народы отказаться от своих «примитивных» культур в пользу более «продвинутый» российский. Поскольку искусство, устная литература, народные обычаи и язык нанайцев на протяжении десятилетий были исключены из местных средств массовой информации и нанайских школ, многие молодые нанайцы лишились своего культурного наследия. Нанайские ученые как в местных пединститутах, так и в Санкт-Петербурге.В петербургском Педагогическом институте народов Севера сейчас прилагают большие усилия для расширения знаний о нанайском языке путем подготовки нанайских учителей и написания новых учебников и словарей для нанайских детей.
Ослабление советской национальной политики при Михаиле Горбачеве позволило нанайцам выразить гордость за свое культурное наследие, не опасаясь, что их назовут «антисоветскими», а нанайские музыкальные и танцевальные фестивали стали чаще проводиться в конце 1980-х годов. Нанайские политические активисты во главе с культурным антропологом Евдокией Гаер сейчас участвуют в Ассоциации малых народов Севера и других организациях, отстаивающих экономические, политические и культурные интересы сибирских народов перед российским правительством и общественностью.
ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
Взаимоотношения между полами в традиционном нанайском обществе характеризовались сильным разделением труда и определенными гендерными ролями. Во время и после Второй мировой войны русское нанайское общество прочно интегрировалось в советское общество и советскую экономику. Среди китайских нанайцев, или хэчжэней, их интеграция в Китайскую Народную Республику началась уже в 1945 году, поскольку нанайцы были одним из первых национальных меньшинств, попавших под контроль коммунистов. Для советских нанайских женщин традиционные гендерные роли быстро разрушились, и многие нанайские женщины смогли воспользоваться образовательными возможностями, которые предоставила советская интеграция.В результате у нанайцев, как и у ряда других малочисленных народов Сибири, женщины составляют особенно активную силу в сохранении нанайской культуры и отстаивании интересов нанайских общин.
БИБЛИОГРАФИЯ
Арсеньев Владимир К. Дерсу Зверолов . Kingston, NY: McPherson & Company, 1996.
Аврорин В. А. Материалы по нанайскому языку и фольклору . На русском и нанайском языках.Эд. С. Н. Оненко. Л.: Наука, 1986.
Бартельс Деннис А,. и Элис Л. Бартельс. Когда Север был красным: аборигенное образование в советской Сибири. Монреаль: издательство Mc-Gill-Queen’s University Press, 1995.
Форсайт, Джеймс. История народов Сибири: Североазиатская колония России, 1581-1990 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.
Гаер, Евдокия А. «Ритуалы рождения нанайцев». В: Воплощенная культура: Родная антропология из России .Эд. Марджори Мандельштам Бальцер. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe, 1995.
———. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX-начале ХХ т. . На русском. Москва: Мысль, 1991.
———. «Наша сила в единстве». В: Народов малых не бывает . Москва: Молодая гвардия, 1991.
Киле, Н. Б. «Антропонимия у нанайцев». В кн.: Происхождение аборигенов Сибири и их языков . На русском. Эд. Э. Г. Беккер и соавт. Томск: Изд-во Томского университета, 1973.
———. «Проблемы изучения и публикации фольклора нанайцев» в кн. 1 из Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур .На русском. 2 тт. Новосибирск: Российская академия наук, Сибирское отделение, 1995.
Киле Понгси Константинович. «Игры нашего детства». В: Северные просторы [Северные просторы] 42 (июнь 1991): 35-37.
Малыгина А. А. Мир детства у народов Сибири. В кн.: Экология этнических культур Сибири накануне XXI века .На русском. Эд. В. Б. Курылев, В. А. Козьмин. СПб.: Наука, 1995.
Оненко С. Н. Лоца-наанай хэсэнкуни/Русско-нанайский словарь [Русско-нанайский словарь]. На русском и нанайском языках. М.: Русский язык, 1986.
Писатели малых народов Дальнего Востока: биобиблиографический справочник . На русском. Комп. С. Зайцева. Эд. А. Маслова. Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1966.
Шварц, Генри. Меньшинства Северного Китая: обзор . Беллингем, Вашингтон: Западный Вашингтон, 1984.
Советская империя: ее народы говорят . Эд. Олег Глебов и Джон Кроуфут Интро. Эрнест Геллнер. Нью-Йорк: Har-wood Academic Publishers, 1989.
Смоляк А. В. «Нанайцы». В кн.: Народы России: Энциклопедия . На русском. Эд. В. А. Тишков. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
———. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . На русском Москва: Наука, 1984.
———. «Нанай». В: Энциклопедия мировых культур. Том. 6: Россия и Евразия/Китай. Эд. Пол Фридрих и Норма Даймонд. Транс. Лидия Т. Блэк. Boston: GK Hall, 1994.
Справочник личных имен народов РСФСР .4-е изд. На русском. Эд. А.В. Суперанская, И.Ю. М. Гусева. М.: Русский язык, 1989.
Солнечная дева и полумесяц: Сибирские народные сказки. Сб. и транс. Джеймс Риордан. Эдинбург: Canongate, 1989.
Вахтин, Николай. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации . На русском. СПб: Издательство Европейского дома, 1993.
Ван Деусен, Кира. Летающий тигр: женщины-шаманки и сказочницы Амура . Montreal: McGill-Queens University Press, 2001.
— в редакции А. Франка
Удэгейцы и долина реки Бикин на Дальнем Востоке России
Сихотэ-Алинь — горный массив на Дальнем Востоке Тихого океана в России. На этой территории находится один из крупнейших неизмененных лесов умеренного пояса в Северном полушарии. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявляет, что ее охраняемые территории «считаются местом, где обитает самое большое разнообразие растений и животных на северо-западном побережье Тихого океана.
.
Долина бассейна реки Бикин, расположенная недалеко от Красного Яра. Фото: Александра Бочарникова
.
Одной из крупнейших рек, протекающих по Дальнему Востоку России, является Бикин. Территорию бассейна реки Бикин иногда называют «русской Амазонкой». Этот регион известен не только своей уникальной природой, но и коренными народами, в том числе удэгейцами и нанайцами, проживающими в Центральном Сихотэ-Алине.Культурным центром удэгейцев и нанайцев является коренное село Красный Яр. В Красном Яру проводится множество традиционных фестивалей. Другие коренные села, расположенные в том же районе, — это Олон, Ясенево и Соболиное.
.
Сова в долине реки Бикин. Фото: Алексей Кудрявцев
.
Удэгейцы и нанайцы на протяжении многих веков ведут традиционный образ жизни в регионе. Они охотники, которые также занимаются рыбной ловлей и собирательством.Традиционно удэгейцы считали своими предками тигра и медведя и поддерживали тесную связь с рекой Бикин. Существует множество легенд об истории удэгейцев, тигра и медведя. Одна из самых известных историй гласит, что все удэгейцы произошли от медведя, а тигр — их дальний родственник. По сюжету есть двое сирот, девочка и мальчик. Девочку усыновил медведь, а мальчика усыновил тигр. Девушка вышла замуж за волка, и их дети стали предками удэгейцев.Мальчик женился на тигрице, но детей у них не было.
.
Удэге и река: Жители села Красный Яр и их гости. Фото: Татьяна Бочарникова, 2004 г.
.
Коренной поселок Красный Яр. Фото: Александра Бочарникова, 2011
.
В этой части России нет ресурсов нефти и газа. Однако леса имеют не только культурную ценность для местного населения, но и стали объектом промышленного интереса как источник древесины как для промышленных компаний, так и для правительства. Лесозаготовка на этой территории имеет долгую историю. Промышленные лесозаготовки впервые проводились в бассейне реки в 1960-х годах. Была построена дорога на Красный Яр, возведен отдельный поселок для рабочих лесопромышленного комплекса. Традиционный образ жизни коренных жителей стал источником конфликтов с людьми, которые хотели рубить и продавать древесину из таежного леса. Не только представители КМНС, но и жители соседних населенных пунктов, а также ученые, работающие в академических учреждениях и общественных организациях, таких как WWF России и Российская ассоциация коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Севера России (РАИПОН) — были вовлечены в эту борьбу.
Леса не только имеют культурную ценность для местного населения, но и стали объектом промышленного интереса.
В мае 2001 года правительство приняло специальный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации», регулирующий права коренных малочисленных народов. Очень активную роль в лоббировании законодательных органов с целью принятия специального закона, а также законов «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и «Об основных принципах организации сообщества коренных малочисленных народов» сыграли организации коренных народов. Российской Федерации, которые с тех пор являются основой российской законодательной базы по правам коренных народов.На момент принятия специальный закон считался знаменательным успехом. Согласно этому закону, коренным народам было разрешено создавать свои собственные охраняемые территории. Однако на практике они не смогли этого сделать не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России.
Местные жители подготовили обращение к правительству России с просьбой защитить природу от коммерческих рубок. Коренные народы, государственные организации и экологические движения решили подготовить документы для создания охраняемой территории.Эта территория должна была стать образцовым регионом, но федеральное правительство не одобрило это предложение. Главным препятствием для формального принятия предложения стало то, что его не поддержал губернатор Приморского края (Приморской области).
.
Новый Дом культуры в Красном Яру. Фото: Александра Бочарникова, 2011
.
Дом в Красном Яру. Фото: Александра Бочарникова
.
Заготовка древесины является важным источником дохода для регионального правительства, в то время как создание охраняемой территории наложило бы серьезные ограничения на промышленную эксплуатацию.Согласно предлагаемому плану управления, приложенному к документам номинации, территория традиционного природопользования будет разделена на несколько зон. Областная администрация запретила коммерческие рубки на землях предполагаемого заказника. Лесопромышленники обжаловали это решение, потребовав сокращения заповедной территории и передачи части ее в аренду. Коренные народы и защитники окружающей среды выступили против этого шага, и администрация в конечном итоге отклонила апелляцию.
Однако в 2007 году местная администрация выдала лесозаготовительным компаниям разрешения на проведение так называемых «санитарных рубок», что на практике равносильно полномасштабной рубке леса. Самым проблематичным изменением было то, что коренным народам теперь запрещалось охотиться и ловить рыбу на территории, где они это делали традиционно, без предварительного получения специального разрешения от властей далекого города. В конце концов суд вынес решение в их пользу и отменил это постановление.
Коренным народам было запрещено охотиться и ловить рыбу на территории, где они это делали традиционно.
Удэгейский охотник и лодка: Иван из Красного Яра на рыбалке. Фото: Александра Бочарникова
В новой редакции устава появилось еще одно положение, ущемляющее интересы коренных народов. Использование механических транспортных средств на территории заповедника было запрещено. Однако в заповеднике нет дорог, и люди могут добраться до мест охоты и обратно только на моторной лодке летом и на снегоходах зимой.Таким образом, этот запрет лишил коренные народы возможности сохранять свой традиционный образ жизни на земле. Территория заповедника очень большая и находится в 200 километрах от села. Кроме того, коренным жителям удэгейского и нанайского села Охотничий, расположенного на территории заповедника, теперь было запрещено передвигаться туда и обратно в родное село и обратно. Поскольку в селе нет функционирующих коммунальных служб, этот шаг фактически отрезал жителей села от доступа к медицинскому обслуживанию, продовольствию и любым общественным услугам.Когда коренные народы обжаловали постановление в суде, судьи продемонстрировали свое полное незнание удэгейского быта. «Суд был абсурдным, — сказал местный житель Алексей Кудрявцев. Судьи заявили, что удэгейцы должны путешествовать на лошадях и оленях, как это делали их предки, а не на моторной лодке. Судьи явно не знали, что удэгейцы никогда не занимались оленеводством. Этот случай стал нарушением прав коренных народов на достаточное питание, культуру и средства к существованию.
Прекрасный улов рыбы. Фото: Алексей Кудряцев, 2006 г.
В мае 2011 года одно лесопромышленное предприятие заключило договор аренды двух участков на территории, включающей ценную зону заготовки кедрового ореха. Эта компания экспортировала древесину в зарубежные страны. Местные жители провели митинг, чтобы организовать борьбу с этим явлением. В июне несколько сотен человек вышли на митинг против компании в соседнем селе. Участники потребовали внести изменения в лесное законодательство России, чтобы предотвратить коммерческие рубки в лесном фонде и защитить ценные зоны заготовки кедрового ореха.В целом эти разработки были расценены как большой успех, и заголовок в местной газете гласил: «Бикинские леса успешно защищены, и их будущее обеспечено».
Драматические события в этой ситуации произошли вскоре после этого. В 2014 году ситуация в поселке Красный Яр осложнилась, так как местные жители разделились на два лагеря: один настаивал на создании Территории традиционного природопользования (ТТПП) — особо охраняемой природной территории, предназначенной для поддержки коренных малочисленных народов и их традиционные виды деятельности, в то время как другой лагерь согласился с созданием национального парка. В федеральном правительстве пояснили, что создание федерального ТТНУ невозможно из-за проблем с Земельным кодексом. Единственным способом примирения этих разногласий было внесение изменений в российское законодательство, особенно в сфере особо охраняемых природных территорий. Существующая в России система охраняемых территорий в основном предназначена для сохранения природы, а не для защиты коренных народов. Например, Национальный парк «Удэгейская легенда» в соседнем Красноармейском районе (район в Приморском крае) создан с целью сохранения амурского тигра и других видов, и природопользование на территории парка запрещено.Несмотря на то, что парк получил название «Удэгейская легенда», права коренных народов были нарушены, поскольку они не имели доступа к своим охотничьим угодьям, и им приходилось доказывать свое право в суде.
Целью создания национальных парков является защита не только природы, но и коренных народов, проживающих на территории.
Действия общественных организаций, местных жителей и ученых привели к изменениям в законе «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации». В новой редакции закона целью создания национальных парков является защита не только природы, но и коренных общин, проживающих на территории. В апреле 2015 года президент Владимир Путин подписал Перечень поручений по завершению создания национального парка «Бикин». Рабочая группа «Бикин» подготовила документы, используя материалы технико-экономической оценки, предоставленные WWF России; Тихоокеанский институт географии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока; и представители коренных народов.Президент поручил российскому правительству внести поправки в законодательство, чтобы коренные народы могли вести свой традиционный образ жизни в парке. Постановление о создании национального парка было принято правительством России 1 августа 2015 года, а Федеральное министерство природных ресурсов и экологии приняло положение и устав, предусматривающие механизмы участия коренных малочисленных народов региона в управлении парком. Создание национального парка «Бикин» можно рассматривать как победу коренных народов, поскольку эта территория является первым национальным парком во всей России, где обеспечены их интересы.
.
Праздник в Красном Яру: Выступление деревенского танцевального коллектива. Фото: Алексей Кудрявцев, 2007 г.
Постскриптум (2021 г.)
Создание национального парка «Бикин» дало возможность развитию поселка Красный Яр, поскольку местные жители смогли устроиться на работу, работая в парке. Администрация национального парка «Бикин» организует множество национальных фестивалей. Другие охраняемые территории, находящиеся под совместным управлением коренных народов, были созданы в России. Катылакский национальный парк создан в Якутии.Гиданский заповедник стал национальным парком в Ямало-Ненецком автономном округе.
.
Назад к Тому 10 | Прочтите оглавление | Нравятся наши истории? Пожалуйста пожертвуйте!
.
Бочарникова Александра , кандидат биологических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности. Она родилась во Владивостоке на Дальнем Востоке России.