Аэродром «Суходол» | KFSS
Вид со спутника — Бетонка 1, бетонка 2.
Аэродром — бывший гидроаэродром морской авиации КТОФ близ села Суходол в одноимённой бухте Уссурийского залива. История гарнизона в районе бухты Суходол началась в 1934 году с прибытием крейсерской морской эскадрильи на поплавковых самолетах Р-6. В 1937 году, практически на пустом месте было построена база авиации. Осваивался с 1940-х годов, закрыт в 1984 году. Основа базирования 16-го омдрап ВВС ТОФ. Основные задачи, стоявшие перед полком: разведка ВМБ на северо-восточном побережье Кореи; воздушная морская разведка на подступах к ГВМБ ТОФ; сопровождение кораблей флота при переходе морем воль побережья Приморья; спасение экипажей самолётов, вынужденно севших в море, потерпевших бедствие кораблей и т.д. Было также корректировочное звено, которое корректировало артиллерийские стрельбы с кораблей ТОФ и береговой охраны, буксировало конусы для стрельб зенитной артиллерии.
Ещё в 1980-х на берегу можно было наблюдать с десяток остатков самолётов типа
Именование авиачасти— 16 морской ближнеразведывательный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк (289 отдельный противолодочный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк; 289 отдельный морской дальнеразведывательный Краснознамённый Порт-Артурский авиационный полк; 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк)
История части
С 13 декабря 1940 года на базе 13 омдраэ и 28 омдраэ ВВС ТОФ был сформирован 16 морской ближнеразведывательный авиационный полк с дислокацией в бухте Суходол (Кангауз). В состав полка вошли: управление полка, 1-я МБРАЭ, 2-я МДРАЭ, 3-я МБРАЭ. Две эскадрильи полка были вооружены самолётами МБР-2 (по 10 машин), а третья АЭ получила на вооружение 10 самолётов Че-2. Комплектование полка личным составом и боевой техникой в основном было завершено в течение зимы-весны 1941 года. К 1 мая 1942 года полк имел в своём составе 25 / 22 МБР-2 (в двух ближних раэ), 7/ 7 Че-2 (в драэ), а также PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина».
29 января 1943 года в составе полка формируется 4-я морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья с дислокацией в бухте Андреева из личного состава и самолётов
В начале 1944 года в полку была создана группа экипажей для перегонки боевых самолётов. С марта по октябрь 1944 года экипажи этой группы в рамках поставок по ленд-лизу осуществляли перегонку самолетов PBN-1Y «Номад» и PBY-6A «Каталина» из США на Дальний Восток через Аляску и Магадан. Перегонка была проведена без потерь и происшествий.
Приказом НК ВМФ 00257 от 06.12.1944 года был установлен Годовой праздник части — 5 декабря. С 25 октября 1944 года полк был переименован в 16 морской дальнеразведывательный авиационный полк (трёхэскадрильного состава).
С августа по октябрь 1945 года в составе полка была восстановлена 4-я МДРАЭ. К началу войны с Японией в августе 1945 года в составе полка 1-я и 2-я АЭ были вооружены лодками PBN-1«Номад» , а 3-я и 4-я АЭ — амфибиями PBY-6А «Каталина».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами», 16 омдрап был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Верховного Главнокомандующего ВС СССР 0501 от 15 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленный личным составом в боях с японцами (Хингано-Мукденская операция) и успешное проведение десантной операции по освобождению города Порт-Артура полку было присвоено почётное наименование «
В первое послевоенное время авиатехника была задействована для инспекторских полётов по Дальнему Востоку, для аэросъёмок, перевозок.
25 мая 1948 года 16 мдрап был переименован в 289 отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк. С декабря 1949 года полк всем составом дислоцируется на аэродроме «Суходол». К концу 1954 года он был перевооружён на летающие лодки отечественного производства — самолёты Бе-6.
В 1960 году 289 омдрап был переформирован в 289 отдельный дальний противолодочный авиационный полк на самолётах
С декабря 1968 года началось теоретическое переучивание личного состава полка на самолёт-амфибию Бе-12.
С 01 октября 1971 года полк был передислоцирован с аэродрома «Новонежино» на аэродрома «Николаевка». Оперативным аэродромом полка и для производства полётов с воды остался гидроаэродром «Суходол».
С 01 декабря 1993 года 289 оплап и 77 оплап ВВС ТОФ были переформированы в новый 289 отдельный противолодочный авиационный полк двухэскадрильного состава. На вооружении полка были приняты самолёты Ил-38. Самолеты Бе-12 частично были сданы на хранение, частично — переданы в 317 осап. Дислокация полка осталась прежняя.
01 мая 1998 года 289 оплап и 710 окплвп ВВС ТОФ были переформированы в один 289 оплап.
Фотография из архива Виктора Павловича Калинина (командира 16-го одрап в 1955-1957 гг.) — аэродром «Суходол», середина 1950-х годов:

(В описании использована информация и фото из Интернет-ресурса — Форум выпускников ЕВВАУЛ)
Современное состояние аэродрома:













www.kfss.ru
Бухта Суходол (Кангауз), август 2012
Прошлым летом было решено сгонять в бухту Суходол на недельку, заодно повидать подругу мамы, которую я очень люблю и которую уже очень давно не видела.

Созвонились накануне, порешали с продуктами, что нужно было везти, а что есть в их магазинчике в деревне (водку в Речице кстате не продают, ближайший пункт Романовка). Все закупив, пошли в сторону моря, и на кой черт мы свернули не в тот поворот и шли все время вдоль, неизвестно. Если бы ушли прямо из деревни как раз упёрлись бы в море, но это стало понятно уже к концу нашего отдыха, но опять же не понятно, как бы мы там шли и через какое болото. Я то отдыхала здесь очень давно каждое лето, и на море мы ходили от силы пол часа не спеша, за столько лет конечно все позабылось куда именно нужно сворачивать, шли мы в общей сложности 2 километра. Через огромные лужи, в одной из которых, чувак искал свой номер от машины))) Через речку и наконец вышли на косу к морю.


Заметили, что отдыхающих всего одна пожилая пара на грузовичке, обрадовались, ушли поодаль от них на ровную, просто идеальную для отдыха поляну и начали разбирать вещи. Поставив палатку, Тоха пошел назад в магазин за продуктами, а я принялась за установку кухни. Бедный Тоша успел вернуться когда еще только начало темнеть, сразу решили, что все плохо: вода в деревне, за едой туда же, а так много не находишься, больно далеко. Но раз уж здесь, куда деваться, а в целом место очень славное, тихое, живописное. В первую ночь пожарили курочку и завалились спать.
На следующий день была пасмурная погода, дождик то начинался, то заканчивался. Из моря повылазили огромные крабы, мы сумасшедшие гоняли голышом по пляжу, мазались грязью, орали песни группы Septic Flesh под плеер, так было четко вдвоем, пока под ночь не приехал народ и начал ставиться практически рядом с нами. Оказались хабаровчанами, взрослые пары и их дети в возрасте от 19 до 25.




На следующий день выглянуло солнце, ходить к морю приходилось через них, пиздец меня клинило, что мы не одни и что совсем рядом с нами кто-то еще, прям реально совсем рядом! Все их семейство громко разговаривало, все спорили когда напивались, мы старались все их разговоры глушить громким «металом». Море стало мутным после дождя, речка по соседству разлилась в нашу сторону, от того море стало еще и наполовину пресным. На следующий день должны были приехать Игорь и Света, привезти вина и мяса, обрадовали их солнечной погодкой за +30, но как назло, ночью, пошел сильный дождь, в палатке сухо, ее даже ветер не колышет, а вот кухню на открытом пляже мы спасать замучались, в эту же ночь учитывая сильный ветер было +7, хорошо в палатке надышать успели и все же нос очень сильно мерз и пальцы на руках.
б. Кангауз (Суходол) вид на Мыс Азарьева (Чамо-часоула), следом Мыс Теляковского (Туушубей)



На следующий день Тоха пошел народ встречать. У моря было очень холодно из-за сильного ветра. Приехали еще одни семейные долбоебы и встали у самого пляжа, загораживая нам весь вид на уходящее за море солнце! Охуели все! Я так привыкла отдыхать, когда никого нет рядом и для меня встать вот так под носом у людей – это дико! Игорь и Света добрались без приключений, в такой холод только и знали, что грелись алкоголем, под вечер распогодилось, но солнышко было уже на закате.
Игорь и я
Игорь, Света и Антон




В этот же вечер пришли к нам в гости хабаровчане: поехавший батя, его скромный сын, и по-моему два племянника. Высказала им своё недовольство, по поводу их стоянки прям у нас под носом, а так посидели, пообщались, разошлись. Той же ночью в нашей палатке творилось нечто, трое спали поперек и мне негде было рухнуть, после Тошиной истерии я вообще уснула полусидя, на утро было конечно же всем смешно, всем, кроме меня с затекшей спиной))
Следующее утро было солнечное, жаркое, с похмелья было невыносимо, друзьям нужно было возвращаться домой.


б. Кангауз (Суходол) вид на б. Сельдяную



Гора Ферма (Тинхол), высота 356,8 м.

Еще два дня мы тусили там, пока один из хабаровских соседей не перепутал нашу палатку со своей, стоящую совсем в другой стороне, и случайно не залез к нам. Блять, такое палево было, честное слово, в ту же ночь они дрались, ругались, мы думали они там вообще друг друга перережут, и решили в итоге, что все равно нам покоя не будет здесь до конца, уехать домой. Собрались на следующее утро, зашли к т.Свете, поболтали, и двинули на рейсовом автобусе во Влад.
Вообще это место довольно приятное. Как место летнего отдыха Суходол не очень знаменит, больше подходит для любителей рыбалки, особенно зимней, пресной воды нет рядом, только в деревне, потому если кто-то захочет туда отправиться и не возвращаться в магазин, лучше запастись всем нужным сразу.

Все картинки кликабельны.
nocturneism.livejournal.com
Гидроаэродром Суходол в Приморье уже несколько десятков лет лежит в руинах
Гидроаэродром расположен на береговой линии в бухте Суходол. Фото: Антон Балашов
Разрушенные здания, бетонная полоса и пирсы напоминают о том, что здесь когда то базировались самолеты (МУЛЬТИМЕДИА)
Гидроаэродром, находящийся недалеко от поселка Суходол в Приморье, не используется по назначению уже несколько десятков лет. Как и большинство таких аэродромов в Приморском крае, он был закрыт в конце прошлого столетия. РИА PrimaMedia продолжает цикл фоторепортажей в рамках проекта «Потерянное Приморье».

Побережье бухты Суходол. Автор фото: Антон Балашов
Сегодня лишь только руины зданий, разрушенная бетонная полоса и пирсы напоминают о том, что здесь когда-то базировались самолеты, способные взлетать и приводняться в бухту Суходол, известную еще как Кангауз.
Сейчас несколько полуразрушенных зданий отремонтированы и используются местным населением. По обе стороны аэродрома расположились лодочные гаражи.

Остатки береговой линии гидроаэродрома. Автор фото: Антон Балашов
Теперь на горизонте просматриваются лишь лодки рыбаков, но раньше здесь базировались самолеты МБР-2, Че-2, а так же РВN-1 «Номад» и PBY «Каталина». Сквозь деревья хорошо видно и то, что осталось от диспетчерского пункта, расположенного на мысе Шевелева.

Диспетчерский пункт на мысе Шевелева. Автор фото: Антон Балашов
Именно здесь, в 1937 году была построена авиабаза с авиаполком, носившим название «Краснознаменный Порт-Артурский».

Остатки ремонтной мастерской. Автор фото: Антон Балашов
В военное время в задачу пилотов входила как разведка ближних и дальних территорий, так и сопровождение кораблей флота и спасение экипажей самолетов, потерпевших крушение на море. После войны самолеты были задействованы для перевозки грузов и инспекторских полетов.

От зданий гидроаэродрома остались лишь руины. Автор фото: Антон Балашов
В 1957 в полку прошло перевооружение на летающие лодки Бе-6. Позже, в конце 60-х, личный состав пилотов прошел переподготовку по пилотированию самолетов-амфибий Бе-12. Новая техника стала поступать в 1969 году, а сам полк был переведен сначала в Новонежино, а затем в Николаевку, так как для этих самолетов, кроме гидроаэродрома, был необходим основной наземный аэродром.

Слип для съезда самолетов в воду. Автор фото: Антон Балашов
Самолеты Бе-12 взлетали с земли в Николаевке, садились на воду в Суходоле, затем отрабатывали взлет с воды и возвращались в Николаевку, либо на работающих двигателях «выходили» на сухопутную стоянку.
Позже аэродром в Суходоле стал использоваться все реже и постепенно был оставлен. Еще в конце 80-х-начале 90-х здесь, на берегу, можно было наблюдать части самолетов, которые впоследствии исчезли, как и многие металлические конструкции.
30.04.2013
primamedia.ru
Изображенияпоказаны с 1 по 30-е (30 из 47 найденных)
|
Растения и лишайники Местообитания |
www.plantarium.ru
Суходол (Приморский край) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Суходол.Суходол — село, входящее в состав городского округа Большой Камень Приморского края.
Село расположено на южном берегу бухты Суходол залива Петра Великого. До Большого Камня около 5 километров.
В 1891 году приморскому промышленнику Михаилу Григорьевичу Шевелёву были выделены 399 десятин земли под имение на южном берегу бухты Суходол. Сейчас от имения осталось только название мыса Шевелёва, где предположительно находился господский дом[2].
В 1937 году в бухте был построен аэродром, а 6 декабря 1940 года сформирован 16-й Морской разведывательный полк ВВС ТОФ, на вооружении которого стояли самолёты-амфибии МБР-2 (позже Че-2, Бе-6, Бе-12 и американские PBN-1 и PBY-6a). В начале 1970-х годов полк был передислоцирован сначала в Новонежино, потом Николаевку, где и существует до сих пор под именем 7062-й Порт-Артурской Краснознаменной авиационной базы морской авиации, а аэродром в бухте Суходол оставался оперативным[3]. Ныне аэродром не используется.
| Численность населения | |
|---|---|
| 2002[4] | 2010[1] |
| 143 | ↗301 |
Село связано с Большим Камнем автобусным сообщение (№ 5 Большой Камень — Суходол).
Через Суходол проходит железнодорожная ветка Петровка — Большой Камень, на которой в настоящее время отсутствует пассажирское сообщение.
Достопримечательности[править]
- Скульптурный памятник погибшим летчикам при исполнении служебного долга, кладбище села;
- Скульптурный памятник «Скорбящая мать», кладбище села.
Известные уроженцы[править]
Топографические карты[править]
- Лист карты K-53-VII Находка. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1979 год. Издание 1983 г.
www.wikiznanie.ru
Суходол (Приморский край) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Суходол.Суходол — село, входящее в состав городского округа Большой Камень Приморского края.
География
Село расположено на южном берегу бухты Суходол залива Петра Великого. До Большого Камня около 5 километров.
Видео по теме
История
В 1891 году приморскому промышленнику Михаилу Григорьевичу Шевелёву были выделены 399 десятин земли под имение на южном берегу бухты Суходол. Сейчас от имения осталось только название мыса Шевелёва, где предположительно находился господский дом[2].
В 1937 году в бухте был построен аэродром, а 6 декабря 1940 года сформирован 16-й Морской разведывательный полк ВВС ТОФ, на вооружении которого стояли самолёты-амфибии МБР-2 (позже Че-2, Бе-6, Бе-12 и американские PBN-1 и PBY-6a). В начале 1970-х годов полк был передислоцирован сначала в Новонежино, потом Николаевку, где и существует до сих пор под именем 7062-й Порт-Артурской Краснознаменной авиационной базы морской авиации, а аэродром в бухте Суходол оставался оперативным[3]. Ныне аэродром не используется.
Население
| Численность населения | ||
|---|---|---|
| 1915[4] | 2002[5] | 2010[1] |
| 94 | ↗143 | ↗301 |
Транспорт
Село связано с Большим Камнем автобусным сообщение (№ 5 Большой Камень — Суходол).
Через Суходол проходит железнодорожная ветка Петровка — Большой Камень, на которой в настоящее время отсутствует пассажирское сообщение.
Достопримечательности
- Скульптурный памятник погибшим летчикам при исполнении служебного долга, кладбище села;
- Скульптурный памятник «Скорбящая мать», кладбище села.
Известные уроженцы
Панорама бухт Суходол и Сельдяная (справа) с мыса Шевелева. Справа, на берегу бухты Сельдяной — посёлок СуходолПримечания
- ↑ 1 2 Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов. Всероссийская перепись населения 2010 года (по состоянию на 14 октября 2010 года). Приморский край. Проверено 31 августа 2013. Архивировано 11 июня 2013 года.
- ↑ Машков Ю. А. Исторические памятники и места Шкотовского района. — Большой Камень, 2010. — 317 с. — 100 экз.
- ↑ Королёва Н. В. О тех, кто рядом с нами… // ВРЕМЯ перемен + ТВ : газета. — 2010. — № 26 (247).
- ↑ Населённые и жилые места Приморского района. Крестьяне. Инородцы. Жёлтые : перепись населения 1-20 июня 1915 г. / М-во земледелия, Приморский переселенческий район, Статистический отд. — Владивосток : Тип. Приморского обл. правления, 1915. — XVI, 136 с.
- ↑ Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица № 02c. Численность населения и преобладающая национальность по каждому сельскому населенному пункту. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
Топографические карты
- Лист карты K-53-VII Находка. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1979 год. Издание 1983 г.
wiki2.red
Панорама Суходол (Приморский край). Виртуальный тур Суходол (Приморский край). Достопримечательности, карта, фото, видео.
Суходол — село, входящее в состав городского округа Большой Камень Приморского края.География
Село расположено на южном берегу бухты Суходол залива Петра Великого. До Большого Камня около 5 километров.История
В 1891 году приморскому промышленнику Михаилу Григорьевичу Шевелёву были выделены 399 десятин земли под имение на южном берегу бухты Суходол. Сейчас от имения осталось только название мыса Шевелёва, где предположительно находился господский дом. В 1937 году в бухте был построен аэродром, а 6 декабря 1940 года сформирован 16-й Морской разведывательный полк ВВС ТОФ, на вооружении которого стояли самолёты-амфибии МБР-2 (позже Че-2, Бе-6, Бе-12 и американские PBN-1 и PBY-6a). В начале 1970-х годов полк был передислоцирован сначала в Новонежино, потом Николаевку, где и существует до сих пор под именем 7062-й Порт-Артурской Краснознаменной авиационной базы морской авиации, а аэродром в бухте Суходол оставался оперативным. Ныне аэродром не используется.Население
Транспорт
Село связано с Большим Камнем автобусным сообщение (№ 5 Большой Камень — Суходол). Через Суходол проходит железнодорожная ветка Петровка — Большой Камень, на которой в настоящее время отсутствует пассажирское сообщение.Достопримечательности
Скульптурный памятник погибшим летчикам при исполнении служебного долга, кладбище села; Скульптурный памятник «Скорбящая мать», кладбище села.Известные уроженцы
Артем Лагута (род. 1990) — российский спидвейный гонщик. Мастер спорта России. Действующий чемпион России в личном и командном зачётах. Первый российский гонщик, ставший постоянным участником Гран-При по спидвею по спортивному принципу — победив в турнире Гран-При Челлендж в 2010 году. Чемпион мира среди юниоров в командном зачёте. Григорий Лагута (род. 1984) — российский спидвейный гонщик. Чемпион Европы в личном зачёте (2011). Трёхкратный чемпион Латвии (2008, 2010 и 2011). Финалист командного кубка мира.Примечания
Топографические карты
Лист карты K-53-VII Находка. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1979 год. Издание 1983 г.… … (Русский)www.streetvi.ru

