Дорога на нольозеро – . . .

Июль 2006. Часть 2. Кукас-Нольозеро.

Я был на озере Кукас в детстве — с отцом пешком дошли с Челозера по лесовозной дороге. В те (80е) годы в путеводителях можно было вычитать примерно следующее «Не каждый браконьер доберется до озера Кукас». Но с приходом в нашу жизнь внедорожников и денег, все стало меняться… Теперь на Кукасе и много туристов, и можно чуть ли не в пробку попасть…

Брату я молчу, что ехать от шоссе километров 80. Дорога от поворота на Полярный Круг — поначалу хорошая, километров 20 — до Нольозера. Дальше хуже. Уже появляется гать в болотах. Ехать часов 12. В одном месте нашли полуразрушенный блиндаж — видимо остался с войны.

На сопках лес — хороший, грибы можно собирать не выходя из машины. Вот и проезжаем Винчу. Чуть раньше был поворот на Тикшозеро — туда ездит много туристов-спортсменов. Вообще, Винча — вторая по популярности река в северной Карелии после Керети.

Едем дальше. Постепенно дорога зарастает — приходится подгибать под себя метровые березки. Да, много царапин будет на машине, думаю… И, наконец, слышим звуки топора… Везде стоят. Вот оно — Кукас! Нас догоняет закипевший Патриот. Вот тебе и пробочка… Находим плохую стоянку за мостом через Куксу, но, к нашему счастью скоро рядом освобождается стоянка рыбаков. Скоро — это часа через 2. Туда и переехали.
Из озера вытекает речка Кукса. Рыбаки, оставившие нам стоянку сказали, что все там уже выловили — эх, браконьеры. Но брат не поверил — взял удочку, и вперед…
И действительно, поймал пару форелек… Только вот маааленьких. Кукса впадает в Челозеро, и на всем своем протяжении — это по сути сплошной порог.
А в самом начале — еще и красивые водопады…
Так, с братом, мы сходили до самого Челозера.
Дорогу, по которой ходили в детстве уже не нашел — раньше в этих местах вырубали лес и варварским способом сплавляли его по системе озер до станции Княжая, сбивая лес цепями. В итоге в озерах полно топляка. А дороги уже заросли.
Само озеро Кукас — большое: вытянуто с запада на восток на 20 с лишним километров. От рыбаков узнал, что это единственное озеро, где водится древняя красная рыба. Но нам ее не удалось поймать.  Жаль, что байдарки уже нет — на надувнушке особо далеко не уплывешь…
Но на озере неплохо клевал окунь на блесну. Причем средний. Но бешеного клева — увы, не было.
Я не мог наглядеться на эту красоту, но я был не один. Решили ехать, постоять где-то еще. Например, на проезжавшим мимо Нольозере. Выл уже вечер. Тронулись…
Надо запечатлеть эту таежную дорогу…
Еще часов 8 по каменной дороге… К утру доехали до Нольозера. Рядом с дорогой. Встали позавтракать. Брат закинул удочку — клюет! Тут же накачали лодки, поплыли.

Такого клева я не встречал с детства. Только успевай закидывать. Можно и на фольгу — все равно хватает. Правда лишь небольшие окушки, да плотва. А иной раз за пойманной мелюзгой, не успев вытащить, бросается щука….

Такой клев был по нисходящей все 3 дня. Само Нольозеро — довольно большое, с массой островов, так что большой волны нет. Все туристы едут дальше — либо на Винчу, либо на Кукас. Так получилось, что из всех туристов мы встретили лишь 1 группу — в доску пьяные плыли на лодке и орали песни. А мы ловили рыбу… Пол бочки…

Мало Вовка взял соли… Бочку они до дома не довезли…

Но уже заканчивались белые ночи, да и стали они заметно холоднее — мы в палатку клали аж по 2 матраса, и все равно прохладно. Возможно, от того, что палатка стояла почти у самой воды — на песке. Так холодно мне не было пока ни в одном походе. Но все это мелочи по сравнению с тем удовольствием, что получал от этих мест и рыбалки.

В Петрозаводске были утром, по привычке уже выехав со стоянки под вечер. Хотели съездить в Кижы, но совсем испортилась погода — половину Ракет отменили, да и цены кусались. Вот и все, пора домой…

www.marevskiy.ru

Путешествие на север или Карелия глазами очевидца….Часть 7…

11 июля.
И был переезд!!! Проснувшись в четыре утра, не обнаружил ни одного полотенца, повешенных сушиться после бани. Одно, вскоре нашлось, ранее заботливо разделенное Бесом, для увеличения количества на две половинки. Второе где-то хорошо спрятано,… целее будет к осеннему возвращению! Проснулся от дождя. Это будет первый не обжигающий переезд. Зря радовался, к пяти часам выглянуло солнышко, оттеснило долгожданную прохладу и оставило только мокрые камни. 12 вёрст,… по ним то и по сухим тише пешехода и баллон в дырочку, а уж мокрые!!! Мазда ползла на карачках, иногда её умудрялось бросить поперёк прицепа, иногда на, приличной толщины, сосенки. Болотная жижа, раскисла и хлюпала под колёсами, издавая запахи не лучше Бесовых.

На главной дороге встречаю два экипажа «чисто Москалей»,… интересуются успехами. Не обрадованные рассказами, успев повздорить меж собой (какой же это отпуск???), отправляются на Пяозеро за хариусом. Лоухи,… колхоз колхозом, а на карте жирно помечен! В гаражах шиномонтаж,… тётенька хозяйка заявляет что мужики все в лесу, знать выходной! Во втором взялись, хоть и не охотно (был порван корд и работа предстояла долгой). На Мурманке, растащив по всей заправке канистры и вставив пистолеты, дожидаюсь операторов. Две тётеньки, болтавших рядом, интересуются: вы чего-то хотели??? А, бензина нет! И солярки тоже!!! Где следующая заправка? … Вёрст через сто! Мне столько не надо, мне через 25 на право, к морю. Начинаю умолять со слезами на глазах,… не действует! Перехожу на угрозы,… Пока не заправите, буду жить у вас на заправке как приблудившийся котёнок,… и кормить меня будете, и моих детей которых я успею тут сделать … Ох и зря я так сказал!!! Тут же в ответ: заправка закрывается на ремонт, да и вообще ликвидируется. Вот кафешка рядом, пойдёмте кофе попьём. И живём мы не далеко, километра три всего,… а, на это расстояние мы солярки кружкой начерпаем! И начерпали – 17,5 литров,… что к моим 40 в баке и 20 в канистре,… на круг до сентября хватит! С бензином похуже,… нашли только, уже более года как снятый с производства А-80. Японский лодочный мотор даже не подозревал о существовании такового!!! А, уж кушать и подавно,… попал в Россию и не такое переваришь! Я ещё поразился: почему в канистру не октановые числа сыплятся, да свинец кусками (срок то годности давно истёк),… наверное взболтали хорошо! Уже вечером, разговорился с местным карелом: заправка та именуется «Кемьская нефтяная компания». Единственная в России!!! Он сам поражается,… из чего бензин делают? Ведь в Карелии кроме камня и леса природных ресурсов нет,… да и ослов в Кеми не держат!!! Оно и правда,… дизель начал испускать чёрный дым, а бензин ещё не вошёл в меню.
Далее, то яма то канава, ЧупА, и вот, напротив острова с обнадёживающим именем «Олений», взяв в брод, по то самое место где крепится шноркель и выползя на макушку сопки стою в 10 метрах от Белого, Белого моря!!!

Кинувшиеся в воду поджаренные солнышком лохматики, недоумённо подняли на меня глаза! Кто заказывал рассол??? Тихон, более благоразумен, вышел и отправился в тайгу на поиск пресной воды. Жажда оказалась сильнее Беса, а с каждым глотком только усиливалась! Через час Бесёнок раздулся как щенная сука на сносях, но продолжал пить воду!
Море как море,… те-же комары, те-же оводы и тот же,… бекас! Да вода солёная, но не сильно. Хороша она, наверное по утрам, похмельную жажду утолять! Разлагающиеся ламинарии источают жуткий аромат. Берега завалены крупным камнем. Тайга истоптана тропами сильнее чем в мавзолей к Ленину!!! Каждые 30 метров разбивался бивак… Короче, от ближайшего Подмосковья не отличить,…. Даже по воде, то-же пить нельзя. Байдарочники в разнобой и охрипшими голосами затянули русскую народную,… Эх, дубинушка, ухнем. Пот стекал по натруженным лицам, отмахнуться от гнуса не возможно,… руки срослись с вёслами. Тела туго затянуты в спасательные жилеты, а вокруг как ворон, кружил ГИМС!!! Оказалось всё просто: шли они на конечную точку, последний день, против ветра и против начавшегося отлива. У ГИМС июль-август сезон сенокоса протоколов,… на год вперёд, на туристах! На всех впадающих реках запрещена рыбалка, но нет ни одной информационной таблички – иначе протоколов и штрафов не будет!
Отлив резво понизил уровень воды метра на два. Ламинарии оказались на суше и запахли ещё сильнее. Сгустились тучи и ударила гроза. Так громко, что закладывало уши! Дождь, вёдра и чашки расставлены – мы теперь с водой! Град, величиной с голубиное яйцо, звенят стёкла, сыплется срубленный лист и мелкие ветки … минута и земля стала совершенно белой!

Фотоаппарат в одиннадцати метрах пробиваемого пространства!!! Рискнул, получил пару раз по горбу … как больно! Вернулся, а вокруг тишина …
Карелия, не предсказуемая Республика! Атмосферное давление ползёт в верх (759 мм), а на улице ливень. Интернет моргает красным глазком – на среду штормовое!
Мидии!!! Побывать на море и не попробовать мидий?! Местный сказал, что за 50 лет не пробовал! Не имея представления как их готовить, тем более, как и что есть,… сижу теперь в раздумьях и сосу через дырочку у мидий!!!

Нет, на какой-то презентации меня насильно напичкали шашлыком из этих тварей,… дня два потом дальше 100 метров не отходил от туалета, но ведь вокруг тайга! Моллюск размером не больше ногтя большого пальца (больших слопали ещё до моего рождения), а внутри и ногтя мизинца не будет. Пока собирал – кожа на руках начала трескаться,… хорошо ещё ногами не влез! А, человек – существо способное прижиться в любом месте…
Треску пока не изловил. Московский червяк отбрасывает ласты только долетев до воды. Пять минут и растворяется!
Нет, такой коленкор не по моей душе!!! Завтра с малой водой, иначе машина захлебнётся (интересно, успею кофе попить?) со слов Карела: перешеек, по которому я проехал, в прилив затапливается больше чем на метр, на Княжегубское. И с его слов,… дорожка туда не очень, местные перестали туда ходить.
12 июля.
И правильно сделали! Нечего машины гробить, это нам, путникам, всё интересно и занимательно! А, цикл приливов и отливов на море не 12-ти часовой, гораздо больший. По моим расчётам (основанным на записях в интернете, оставленных очевидцами) пик полной воды должен быть в 7 утра. Специально включил, встроенный в организм, будильник и встал как и заказывал. Ночью подошли Питерские. Ребята, похоже тоже впервые на море,… спят в палатке, установленной в полосе прилива! Им повезло, что цикл больше, а может и не повезло, смотря, когда проснуться! Отлив продолжался не больше часа, прилив будет не продолжительнее. Вот им не до смеха будет, когда вода пятки защекочет, а может и совсем не пятки! Вход обращён в сторону моря, по старому поверию: путник должен спать головой ко входу.
Побывал на море, а на Гальке и не полежал… Не было ни Гальки, ни гальки,… только щебёнка и та огромных размеров. На такой рёбра поломаешь! Не испив кофе, дабы не попасть в полосу прилива, быстренько грузимся и на перешеек. Дно сухое. Как и положено – повис задней силовой балкой прицепа. Вчера, сработал эффект планирования. Пока прицеп воду из под себя выдавливал я его протащил вплавь. Лучше бы воду подождал! Лебёдку цеплять не за что, только щебень, в него и якорь не вогнать. Раскачкой, испуская белый дым с запахом гари палёной резины, чуть подмяв балку потихоньку пошли. Мурманская трасса в ремонте, полностью переделывают насыть полотна. 13 километров вторая передача. Солнышко припекает. Лохматики вывалили языки до колен. Поворот на Нольозеро и ещё 12 вёрст вторая передача. Нольозеро – бывший посёлок лесорубов, стоявший когда то (остался только полузавалившийся один домик) на берегу огромного, живописного озера. Такого количества туристов, разбивающих свои биваки прямо у просёлочной дороге, не встретить даже на Волге, в самой её близкой точке к Москве, в выходной день! Нет, нам Бродвей не нужен (хотя там я ещё не бывал) и чем дальше в лес,… тем хуже вылез! Ещё 42 километра, только уже на первой и пониженной. Стрелка спидометра даже не отрывалась от нулевой отметки. Солярка сгорала литрами, пот сливался на сиденье и образовывал лужицу, в раскрытые окна влетали комары, нет уже не тысячами,… килограммами! Дабы меньше высекать из мрамора, валяющегося на дороге в камешках приличного размера, искры задним мостом сбросил балласт – пустил собак на марафон. Стёкла фонарей прицепа разлетались по кустам как птицы, балка напоминала поросячий хвостик и уже не позволяла даже прочесть цифры номера транспортного средства!
Нате Вам, приехали! 30 вёрст псу под хвост,… мост через Пудос развалился! Не зря русские называют дорогой то место, где собираются проехать. В брод!!! И прошёл, скрипя зубами, буксующими на подъёме всеми колёсами и прицепом по подводным камням. Хорошая речка Пудос, быстрая, но мелкая! И опять приехали,… баллон, всё с той же левой стороны. Похоже восстановлению уже не подлежит. А, если и запаска на обратном пути???
Дорогу то тут, то там перелетали куропатки. Из под левого колеса вылетел вальдшнеп, прямо на дороге тетёрка пасла свой выводок. Первое впечатление о количестве дичи радует!!! Но, и огорчает и расстраивает то, что на дороге в массовом количестве раздавлены жирные, страшные жабы и даже одна гадюка. Не люблю я эти мерзости, не зря их зовут божьими тварями, а иногда и просто – твари! На развилке остановился определиться с направлением. Шум воды и довольно сильный. Подхожу к полуживому мосту через реку Винча.

Именно под мостом начинается порог с большой, пенной бочкой, сильной струёй разбивающейся о камни. Глубина более метра, протяжённость не видно из-за поворота, но приличная, всё кипит белой пеной! Бес, вот действительно: как вы лодку назовёте,… ни ума не страха! Входит в воду и пытается переплыть реку (метров 10 ширина) прямо перед мостом! Его подхватывает течение и несёт прямо к бочке. В глазах полное недоумение,… почему я гребу вперёд, а плыву назад?! Еле успел схватить за шиворот у крайнего бревна и вытащить на мост! Фотографировать не стал, уводил собак пока Тихон чего не зачудил…
Так мы и добрались до озера Каменное, через которое протекает река Винча, впадая в озеро порогом. Озеро своё название оправдывает… сплошные камни вокруг и на дне! Место высокое, хорошее. В 100 метрах стоят двое в палатке и на лодке с мотором. Похоже пришли с Княжегубского водой половить в озере рыбу. Но почему лагерь разбит на дороге??? Можно же и в любой точке! Может, их привезли и бросили как добытчиков?!
Лагерь сильно не разбиваю, завтра прогуляюсь с собаками по дороге, может место поприличнее найду?! Синоптики, как и предполагалось, не ошиблись, только даты перепутали! Ливень только что закончился, как и положено, с грозой и штормовым ветром…
13 июля.
Да, после такого дождя жди приличный отёл!!! Вчера было начало и вот пошли вторые сутки непрекращающегося ни на минуту мелкого холодного дождя. Иногда он резко переходит в ливень с сильными порывами ветра. Ещё утром можно было ходить голеньким,… и дождь был теплее и ветер по тише. Всё началось к обеду. Резко поднялся ветер, заскрипели и без того чахлые деревца. С каждой минутой ветер усиливался и начал валять их с корнями. От совокупности шума стонущих деревьев и порога, расположенного не далее 100 метров от лагеря, закладывает уши. Уровень воды поднялся сантиметров на 10. Температура внутри домика упала до 15 градусов. Влажность поднялась до 78 %. Хорошо не сто!!! Ведь не выдержал мой домик таких дорог и встрясок,… дал пару течей и прямо у кровати. Вид у него стал, каким то потрёпанным. Колёсные арки позаворачивались от ударов о многочисленные камни, обшивка процарапана сучьями деревьев, нижний порог двери выгнулся в верх и дверь стала плохо закрываться. И ещё одно больное место – баллоны. Менять надо резину на жёсткую, вездеходовскую.
Кое как, поймав всего двух окуньков на поплавочку и отобедав, направились на разведку местности. На выходе реки Винча из Челозера стоят Орловские ребята. Вернее уже собираются в путь. Место хорошее, высокое, большая поляна, на которой штабелями сложены доски и брус. Домик, наверное какая ни-будь турфирма лепить будет. Но, сегодня эта поляна представляла собой только линию разгона для ветра. Сорванный тент, опрокинутые и разнесённые по округе мелкие вещи. Судя по выражению лиц – Орловцы остались недовольны визитом на Княжегубское водохранилище! И про рыбу постарались отмахнуться рукой. Щука и окунь, красной не поймали! Форель – пеструшка только в одной протоке вытекающей из озера Кукас. На лодках не проходима, только пешком. В озере форели нет, только в реке.
Прав был папаша Мюллер, когда изрёк:… верить нельзя ни кому, даже мне… естественно, прорулив 2000 вёрст и отсидев на камнях, в полуболоте на глине среди мелких чахлых деревьев, представляющих собой смешанный подрост из берёзы, тополя, осины, сосенок и ёлочек, не пригодных даже для разведения костров. В добавок, наловив за сутки десяток окуньков с ладошку и щучку травянку, выложит в интернете правду??? Естественно: изобилие рыбы – язь, щуки по два кило, форели и прыгающей на леске кумжи (цитата из интернета). Только на фото,… что то один окунёк и тот случайно забагренный! Но, не в этом суть…
Челозеро – все отвороты от дороги упираются в болото у самого озера. Да и сама дорога уже не проходима даже для вездехода типа ГАЗ-66! После того как с неё ушёл последний лесовоз ни кто, ни разу дорогу не почистил. Болота наступают, затапливая приличные участки. Ещё лет пять и от самого Нольозера сюда не возможно будет проехать. Таким образом сделан вывод что встал я довольно на приличном месте! От ветров закрыт процентов на 80, спуск к воде пологий, под ногами не хлюпающая болотина, а мелкий камень. Стихнет шторм – будем обустраиваться. Плохо, что ни из одного озера входящего в систему водохранилища, не возможно перебраться в другое,… все реки порожисты. Проблема с дровами, найти дерево толще 10 сантиметров практически не возможно, тем более сухое. Будем топтать тайгу!
И тайга, красивой её назвать не возможно, скорее убогой!!! Порядка 10 вёрст сегодня протопали – семейство куропаток и один тяжелый взлёт с натужными и частыми взмахами крыльев за подростом елей. На мокрых дорогах не просматриваются даже старые следы копытных и медведей. Морошки нет совсем, нашёл штук 5 ягод, абсолютно ни чем не отличается от малины, разве что немножко горьковата.
Соседи мои ушли,… в верх по течению! Странный поход – только на Винче их впереди ожидает 18 порогов!!! А, еда, топливо для мотора, палатки, вещи, да и сама лодочка не очень маленькая для обноса порогов! В озеро влетела байдарка – двойка и,… то берег левый нужен им, то берег правый… похоже бурлящий поток вскружил голову ребятам так, что ориентир потеряли!
Закончился второй мешок корма для собак,… а, в тюрьме щас ужин, макароны дають,… думал Бес, грызя сосновую палку… ужин приготовить, похоже, не позволит шторм!
И как ни странно позволил! Всё вернулось на свои места также резко как и началось. Небо быстро очистилось, выглянуло холодное солнце. Монотонный гул разделился на два узнаваемых: шелест ветра и шум порога. Волны перестали со шлепком разбиваться о прибрежные камни. И несомненно появились килограммы, истосковавшейся за сутки по тёплой крови, насквозь прозрачной мошкары. Причём жалила она так нещадно и за те места, о существовании которых без неё и не задумывался! Атмосферное давление, упавшее за ночь на 18 единиц (до 741 мм) за час вернулось к своей любимой цифре… 751. Завтра спускаем на воду кораблик и посмотрим, чем богата Мурманская область!!!
Два последних переезда напрочь выбили нас из устоявшегося и ставшего привычным, пищевого процесса! Вернувшийся из тайги Бес, для того чтобы съесть оставшиеся от обеда 5 фасолинок, лежащих на дне миски до половины залитой дождевой водой, сначала выпил воду, не менее полулитра! Потом направился по помойкам недавно посещённых людьми стоянок. Ошибся я, не съехали соседи, ходили через порог в соседнее озеро. Бес их нашёл и за это продолжительно облаивал. Метрах в 50 от лагеря нашли мы сухую ёлку сантиметров 15 в комле. Дня на три дров вполне хватит. При сваливании дерева на треть угробили цепь пилы… ну, разве я мог догадываться, что в ёлку, в тайге будет вкручен высокопрочный шуруп! Собакам сварили уху из двух окуней, риса и банки собачьих консервов. Тихон, не видел бы своими глазами, не поверил, выбирал кусочки консервов!!! Ведь ещё месяц назад, он даже не притронулся к такой пище. Сам довольствовался чаем с печеньем и вяленной щукой, прихваченной с Елетьозера и провисевшей больше суток под дождём. Так вымочилась, хоть присаливай перед употреблением!
Почитав, пока стояла непогода, ранее скаченную из интернета и прихваченную с собой макулатуру, выяснил: тот порог, который вплавь хотел взять Бес, второй по мощности и первый по красоте на реке Винча. Он, даже байдарочниками не проходим!!! И самое удивительное имя то у него какое – порог Собачий!!!



Продолжение следует……………..

www.moya-planeta.ru

Топ-7 самых ужасных автодорог в Карелии

Тема состояния карельских автодорог стала в последнее время одной из самых популярных в местных СМИ. Пока глава Карелии проводит срочные совещания с дорожниками, а жители республики подписывают петицию премьер-министру России, мы составили свой небольшой топ-7 самых ужасных дорог по отзывам тех, кому не посчастливилось в последнее время ими воспользоваться . Наверняка наш топ уже сейчас далеко не полный и заслуживает расширения и регулярного обновления. Оставляйте свои комментарии, какая из дорог Карелии является худшей по вашему мнению.

Петрозаводск – Суоярви

Дорога из столицы Карелии в Суоярви в народе уже давно прозвали «130 километров боли». Устав от игнорирования их жалоб ответственными чиновниками, местные жители недавно даже провели своеобразный флешмоб. Вооружившись баллончиками с краской, автомобилисты и просто неравнодушные граждане обвели ярким контуром каждую яму на первом километре многострадальной автодороги. Чиновники обещают вот-вот начать ее ремонт, но пока его признаков не наблюдается.

Кочкома – Тикша – Ледмозеро – Костомукша

Эта дорога протяжённостью 244 км является одной из самых стратегически важных автодорог республики. Она обеспечивает подъезд от федеральной трассы Р-21 «Кола» к международному автомобильному пункту пропуска на границе с Финляндией Люття. Между тем ее состояние произвело большое впечатление и на главу республики А.П. Худилайнена, наконец-то сумевшего лично оценить состояние дорожного покрытия в Карелии.  Губернатор распорядился ускорить работы по ремонту дороги, который, правда, в лучшем случае начнется в конце сентября. А пока первому лицу республики приходится лишь извиняться перед местными жителями и проводить очередные рабочие совещания.

Муезерский — Суккозеро — Гимолы — Поросозеро

Еще одна карельская автодорога, вызывающая многочисленные жалобы всех, кого угораздило проехать по ней хотя бы один раз. Вот что пишет одна из подписавшихся под обращением к премьер-министру России об этой дороге: «Путь в 200 км занимает 6 часов и более. Дороги ужасные, поезда ходят редко, всего 2 раза в неделю. Дмитрий Анатольевич! Прокатитесь до Муезерки через Поросозеро, прочувствуйте на себе весь ужас дороги, желательно в дождливую погоду!»

Надвоицы — Полга — Валдай — Вожмозеро

Дорога из районного центра в поселок Валдай никогда не отличалась качеством, но в последние годы ее состояние не выдерживает никакой критики. Местные предприниматели даже отказываются возить продукты в Валдай по дороге, на которой запросто можно оставить и груз, и подвеску авто. Состоянием дороги заинтересовалась прокуратура, которая уже начала соответствующую проверку по заявлению жителей. Правда, как скоро эта проверка скажется на самой дороге, пока неизвестно.

Костомукша — Юшкозеро

Районная газета «Северные берега»,  охарактеризовала эту дорогу так: «Сколько надо иметь выносливости, мужества, силы воли и ещё много чего, чтоб проехать по дороге Юшкозеро — Костомукша. Такое впечатление, что дорогу смыло дождём. А ведь люди платят налоги, хотя по большому счёту надо доплачивать водителям. Это просто ужас, 3-4 часа трясучки по стиральной доске, ямы по всей дороге».

Медвежьегорск – Паданы

Автодорога (если ее можно так назвать) протяженностью около 100 километров  вызывает бурю эмоций у жителей Медвежьегорского района и заезжих туристов. Особенно незабываемые впечатления, по свидетельству очевидцев, можно получить, прокатившись по этой дороге на рейсовом автобусе по маршруту Медвежьегорск — Паданы.

Медвежьегорск — Великая Губа

фото: http://v-karelii.narod.ru/Karjala/5.htm

Как пишут в Сети автомобилисты, недавно испытавшие на себе все «прелести» это трассы, «дорога нормальная только 16 км, потом условно нормальная еще 9 км, а потом вовсе ненормальная километров этак 80». Чтобы попасть из Медгоры в край заонежской вышивки и калиток, нужно около трех часов провести в изнуряющей поездке по ямам и громадным лужам.

О каких карельских дорогах, заслуживающих попадания в наш топ, мы еще не вспомнили?

gubdaily.ru

Озеро Нольозеро — карта, Республика Карелия , Северо-западный федеральный округ

Подробная Гугл Карта Нольозеро, Озеро

Политическая Карта Нольозеро, Озеро на русском языке

водные ресурсы

Лагна-Ламби, Озеро

Ладва-Ламби, Озеро

Лапоть, Озеро

Лебедево, Озеро

Лебединое, Озеро

Левиска, Озеро

Левитское, Озеро

Лиэт, Озеро

Лоухское, Озеро

Малдыно-Ярви, Озеро

Малое Койгеро, Озеро

Малое Кухто, Озеро

Малое Лаги-Ярви, Озеро

Малый Пунд, Озеро

Малый Яурлан, Озеро

Маткаярви, Озеро

Медвежье, Озеро

Мокке, Озеро

Мутаозеро, Озеро

Мюгро, Озеро

Нарв-Озеро

Невгозеро, Озеро

Нигрозеро, Озеро

Ниемис-Ламби, Озеро

Нижнее Васкозеро, Озеро

Нижнее Дорожное, Озеро

Нижнее Котозеро, Озеро

Нижнее Нильмозеро, Озеро

Нижнее Пулонгское, Озеро

Нижнее Шапкозеро, Озеро

Нижнее, Озеро

Нижнее, Озеро

Нижняя Ламба, Озеро

Новое, Озеро

Нольозеро, Озеро

Нюкки, Озеро

Окунёво, Озеро

Осиновое, Озеро

Паново, Озеро

Пахка-Ламби, Озеро

Петро-Ярви, Озеро

Петрозеро, Озеро

Плотичное, Озеро

Плотничное, Озеро

Пундом, Озеро

Пурнозеро, Озеро

Резвозеро, Озеро

Рога, Озеро

Роговая-Ламбина, Озеро

Ромбак, Озеро

Рубашечное, Озеро

Рувозеро, Озеро

Руго-Ярви, Озеро

Ряпукс, Озеро

Савино, Озеро

Сенное, Озеро

Сенное, Озеро

Сенозеро, Озеро

Сига-Ярви, Озеро

Сиговое, Озеро

Сиговое, Озеро

Слюдозеро, Озеро

Среднее, Озеро

Степаново, Озеро

Шаари, Озеро

Шаари-Ярви, Озеро

Шаниярви, Озеро

Шапкозеро, Озеро

Шарозеро, Озеро

Шомбозеро, Озеро

Шуриярви, Озеро

Нольозеро, Озеро на карте России




 

karta-russia.ru

Москва — Карелия (лето 2007)

По материалам закрытого форума


Gal

Введение

Состав: Gal, M@ster, Белка, Миха. Позднее присоединился Лёня.
Транспорт: Nissan Tarrano II и Chevy-Niva.
Основной маршрут поездки: Москва – Вологда – Пудож – Нольозеро – Калевала (Войница) – Гимолы – Петрозаводск – Вологда – Москва.
Основная цель поездки: осмотреть наиболее полюбившиеся по отчетам места Карелии, а особенно озеро Кукас.
Задачи: посетить озеро Кукас, провести три дня в домике рядом с деревней Войница, совершить восхождение на Воттоваару и найти расположенный на ней геокешерский тайник.

Начать рассказ следует с того, что идея поездки в Карелию появилась у нас с Мастером два года назад после прочтения отчета авторства tigra4x4. И вот с тех пор потихоньку изучались отчеты, прокладывался маршрут, скачивались карты и покупалось необходимое снаряжение. И как только стало понятно, что мы сможем пройти задуманный маршрут, все завертелось – за пару месяцев до поездки были приобретены соответствующие ТС и три недели вечерами после работы мы их готовили к выезду, планомерно докупалось снаряжение, составлялись списки продуктов, набирался экипаж…
Что касается экипажа: это оказалось делом непростым – желание поехать в разное время выразило человек 10-12, из которых подавляющее большинство не смогло поехать по разным причинам. Таким образом, перед поездкой сформировался экипаж из четырех человек, что оказалось даже хорошо, так как пятого было бы просто некуда посадить.
Что касается снаряжения и прочего: сколько ни готовься, все равно в последний день – аврал.

Москва – Вологда – Пудож – п-ов Оровский
28.07.

Выезд планировался на 7 утра, состоялся около половины девятого – несмотря на двухлетнее ожидание этого события, собирались, как водится, в последний день. А наутро повылезли проблемы – что-то недокупили, что-то недовзяли, а батарейки в системе «Воки-токи» оказались вместо АА-формата ААА… В общем, пока то да се, выезд задержался до неприличного. Часов в 11 достигли славного града русского Сергиев-Посада, где освятили наши колесницы, затратив на эту процедуру не менее часа. Затем мы посетили Свято-Сергиеву Лавру. Там Белке приспичило набрать воды из источника, к коему тянулась немалых размеров очередь, причем народ набирал воды не иначе как на всю свою родню каждый… В общем, проторчали мы там не менее двух часов, попутно поставив свечи покровителю странствующих Николаю Угоднику и приобретя кулебяки и прочие пирожки. Затем заехали к родственнице Мастера, живущей там же в Сергиев-Посаде за тентом (как позже выяснилось, совершенно не нужным).
На трассу выбрались около 15-00. Перед Ярославлем пошел ливень, и все бы ничего, но дворники столь яростно скрипели по стеклу, что находиться в машине было практически невозможно. Ярославль проехали по объездной – проблем никаких. По пути останавливались перекусить, так что в окрестностях озера Кубенское были уже к вечеру. А вот дальше было интересно… Кто-то когда-то нашему глав. штурману товарищу Мастеру сказал, что, дескать, озеро там большое, стоянок должно быть много. К сведению, озеро Кубенское отстоит от трассы примерно на 1 км, причем отделено не столько лесом, сколько полем с кустами. После пары неудачных попыток проехать к водоему по дороге, решили ломиться напролом по колее, ведущей вдоль поля в правильном направлении. После часового рубилова по бездорожью мы добрались до места, преодолеть которое можно исключительно вплавь, посмотрели на это великолепие, развернулись и бодрым ходом поехали обратно к трассе.
Когда окончательно стемнело мы просто свернули в первый попавшийся отворот, поужинали чем-то и уснули в машинах – палатку ставить было негде, да и сил на это не осталось.

29.07.

Проснулись довольно рано, позавтракали (все ж газовая плитка – незаменимая вещь!) и поехали дальше. Что характерно – примерно километров через сто по сторонам дороги стали появляться довольно перспективные для стоянок отвороты. Так что, не лезь мы к Кубенскому, может и ночевали бы по-человечески в палатке и с костром.
Далее нас ждал наш первый грейдер, еще не карельский – перед Вытегрой. Начался он столь неожиданно, что Шнива еле успела перед ним затормозить. Проехали немного по грейдеру и остановились перекусить и передохнуть у странноватого озерца с вытекающим из него небольшим ручейком. Вообще, движение там довольно оживленное, но особо запомнился Круизер с московскими номерами, пролетевший по ухабам на немалой скорости. Посмотрев на него, мы дружно вынесли смертный приговор его подвеске и решили, что так может ездить по этим ямам только больной на голову «новый русский», которому не жалко ни машину в целом, ни денег на ее ремонт. Ну-ну…

В общем, передохнули, сели-поехали. Вытегра, затем памятные фото у границы Карелии,

Пудож, в котором я приобрел кусок свиного сала на грибной шашлык… Дороги там, кстати, весьма сомнительного качества. Неспеша добрались до полуострова Оровского, что на восточном побережье Онежского озера.

Немного поплутав, нашли и стоянку на внутренней, защищенной лесом от ветра стороне полуострова. Комаров, конечно, много, зато палатку ветром не сдувает – погода была итак более чем ветреная, а тут еще и озеро большое. Вечером пособирали немного грибов, Миха посеял одну блесну, после чего признал попытки ловли рыбы в этом месте бесперспективными. Поужинали плотно – шашлыком свиным и грибным с картошкой, оливками и прочими разносолами.

П-ов Оровский – Кукас
30.07

Позавтракали в основном тем, что не съели за ужином. Неспешно свернули лагерь и двинулись в путь. В Медвежьегорск решили не заезжать, а срезать, свернув в поселке Пиндуши направо, благо дорога, судя по карте, была вполне проезжая, и получалось срезать неплохой крюк. В общем, мало того, что мы саму эту дорожку искали примерно полчаса, так это еще оказался и грейдер… Причем вначале он был вполне приличным, даже встречные машины попадались, а потом превратился в полузаросшую каменистую тропу шириной в полторы машины.

 Долго ли, коротко ли, а выбрались мы на трассу М 18, чему сильно обрадовались, и побежала под колеса нормальная асфальтовая дорога. По пути пополнили запасы питьевой воды в источнике у реки Черная. Он обозначен знаками на трассе, только поэтому мы его не проскочили.

Однако, чем дальше мы забирались на север, тем сложнее становились дорожные условия – пошел мелкий дождь и асфальт стал местами хуже обочины. Также не позволяла расслабиться сильная продольная раскачка на волнах дороги – иногда задний мост почти отрывался от земли. Из-за погоды все приобрело сероватые безрадостные оттенки и к повороту на Нольозеро мы подъезжали мирно пристроившись за Газелью – дело было к вечеру и гнать уже не хотелось.

Изначально было решено ночевать в окрестностях лесопункта Нольозеро. Однако, сценарий по ходу пьесы менялся…
Когда-то кто-то (найти б его) нам сказал, что до Кукаса можно проехать и на Фокусе, только очень-очень осторожно и «есть там пара засадных мест». Еще кто-то говорил, что на джипе можно доехать за 5 часов, а то и быстрее. Ну-ну… В общем, если не вдаваться в подробности, можно смело заявить, что дороги там нет. А есть лишь каменистая тропа, проходящая через горы и низины, а также «мосты». Продвижению способствовало почти не заходящее солнце. Однако ж, мы подумали и решили, что лучше переночевать где-нибудь в сторонке от дороги не доезжая до Нольозера, чтобы с устатку не разложить машины на камнях. Нашли мы один перспективный отворот, проехали по нему и нашли стоянку. Красота – озеро близко, кострище есть, да и просто красиво. Но… столько комаров, сколько было там, я больше нигде не видел. Да и палатку ставить особо негде – кругом скала из-под земли выпирает и камни разбросаны. Постояли, подумали – и решили ехать, пока едется, так как спать в машинах не хотелось, да и после отдыха и общения с комарами сил вроде прибавилось.
«Дорога» в тех местах интересная и разная – крутые каменистые подъемы и спуски сменяются низинными участками с довольно большими лужами, которые при плохом освещении могут скрывать в себе много неприятных сюрпризов. Довольно часто Михе приходилось в своих болотных сапогах проходить лужи вдоль и поперек на предмет больших камней. Да и сухие участки гладкостью не отличались. Также местные мосты и их бренные останки особой радости не доставляли. У моста через Пудос наткнулись на стоянку геологов, приехавших в эти места на Шишиге.

В довершение ко всему, еще и стемнело настолько, что пришлось включить ближний свет фар. И через некоторое время на этот самый свет выбежали несколько зайчат и побежали прямо перед машиной. В какой-то момент мы уперлись в развилку и пришлось в срочном порядке под атакой вечнободрствующих комаров сначала «разбивать» нормальные генштабовские карты, а затем грузить их в наладонник (товарищи штурманы, делайте это заранее!!!). Заглянув в свежеобретенную карту, мы сильно удивились, обнаружив, что нам «ехать» еще примерно столько же. А времени было уже около трех утра. Но «Ред Булл» бурлил в венах и дурные головы не давали покоя колесам наших авто. На вершине одной из гор были замечены странные строения, со всех сторон заваленные старыми покрышками – судя по всему, это был лесозаготовительный пункт. Но как могла соответствующая техника передвигаться этими узкими и извилистыми тропами – для меня загадка. Светало… Мы потеряли чувство времени и пространства – GPS показывал, что мы движемся со средней скоростью около 5 км/ч. Более того, местами по дороге было просто страшно ехать – слева склон поднимается вверх, справа, соответственно, уходит вниз; впереди «дорога» все хуже и хуже, деревья и кусты по сторонам дороги практически не дают свободы маневра, а острые камни так и норовят разбить рычаги подвески или защиту картера. При этом, пути назад просто нет – развернуться негде, а двигаться задним ходом – сумасшествие чистой воды. Вот и идешь, практически на ощупь выбирая путь. А «дорога» меж тем делается вовсе непроходимой. Единственное, что еще поддерживает уверенность в благополучном исходе дела – свежие следы внедорожной резины, наглядно показывающие, что проехать можно. После очередного поворота, рассеявшего наши надежды на то, что кошмар закончится, принято решение поспать в машинах хоть несколько часов – из-за усталости уже не придаешь особого значения ударам камней по подвеске, а это чревато – эвакуатор сюда просто не доедет.

toyota-rus2.narod.ru

Маршрут по озёрам севера Карелии. 18 июля – 1 августа 2015 года. Часть 2.

продолжение.
26 июля. Против сильного встречного ветра мы выгребли из узкого залива в основную акваторию озера Кукас. Затем, борясь с ветром и волной, под берегом доползли до стоянок, расположенных в истоке реки Кукса, вытекающей из озера Кукас. Мы остановились на стоянке, ближней к истоку Куксы. Западнее было несколько стоянок, рядом с которыми стояло несколько автомашин. Отсюда начинается тропа волока из Кукаса в Челозеро.
Экипаж нашего катамарана делал волок от стоянки, расположенной на западном берегу истока Куксы. На этом волоке мы тоже шли в одну ходку, одев по рюкзаку и сверху взгромоздив катамаран. В 50 метрах от стоянки началась дорога с лужами, которая через 200 метров впала в основную дорогу, идущую от Кукаса в сторону Мурманской трассы. По ней мы пошли на восток. Дорога песчаная с участками каменных плит, проезжаема на машинах с полным приводом. На дороге встречаются большие лужи, протяжённостью до 10 метров. Через 200 метров после выхода на основную дорогу, был мост через Куксу. Мост разрушенный, в одном из его пролётов для перехода с одного берег Куксы на другой, были перекинуты брёвна. Машины этот участок проезжают прямо по руслу Куксы, ниже по течению. Ещё через 100 метров, со стороны Кукаса впала просёлочная дорога. Шеф со «Щукой» и экипаж «Тайменя» начало волока делали по-другому.
Со слов Шефа от истока Куксы до водопада они перебросили по ломовой тропе свои не разгруженные суда.

Потом на вёслах прошли небольшое озерко на реке Кукса и оттуда уже начали волок. Этим манёвром они немного сократили длину волока. Встретились с ними мы в 100 метрах после пересечения Куксы (они вышли с этого бокового просёлка) и оказались позади нас. После места встречи мы шли по дороге на восток более полутора километров до ответвления просёлка, идущего назад под острым углом к нашей дороге, на северо-запад. Дальше мы пошли по этому, северо-западному ответвлению и примерно через километр вышли к берегу Челозера. На этом участке дорога идёт под горку, на пути встречаются отдельные большие лужи. Местами дорога проходит по гладким плитам красного гранита, 10-20 метров в поперечнике.
Оказалось, что на этом волоке мы шли петлёй, прозевав срезающую, отходящую от основной дороги к северу тропинку, обозначенную сложенным из камней туром в 20 метрах от дороги. Если идти по срезке получается существенно короче. Этот волок я делал по памяти. Тур из камней заметил по пути, но про срезку забыл, и на карту не глядел. Поэтому мы и сделали такой крюк. И, что интересно, Шеф пошёл по нашим следам. В целом волок простой, и лишний пройденный километр нас не напряг. Общая длина волок у нас получилась немногим более 3 километров. Длина волока их группы получилась равной 2.5 км.
Возвращаясь за своей лодкой, Сергей прошёл по срезке петли. С его слов она заросла кустами, и в двух местах образовались глубокие броды. По срезке можно сократить длину волока на 700 метров (из измерений Сергея).
На берегу Челозера, где заканчивается тропа волока, есть плохая стоянка, дров нет совершенно. Конечно, мы попали сюда в очень дождливое лето, тем не менее, проблемы с поиском дров будут здесь и при сухой погоде. В течение получаса мы безрезультатно пытались развести костёр. Осознав бессмысленность этой затеи, собрались, и, не смотря на сильный встречный ветер, пошли по Челозеру на восток. Озеро красивое, с заливами, но идти против ветра и волны тоскливо. Вскоре мы встали на обед на хорошей стоянке среди скал. Дров не было и здесь. Поэтому, после обеда продолжили борьбу с ветром и волной, медленно продвигаясь на восток под южным берегом Челозера. Вода в Челозере, в отличие от Кукаса и Пяозера, имеет коричневатый оттенок. Зато на дорожку попадают окуньки. После того, как Челозеро сузилось ветер начал стихать, а волна успокаиваться.
Уровень воды в Винче был очень высокий. Последний порог Винчи на выходе из Челозера представлял собой мощный быстроток валами. Выходить в Нотозеро при сильном ветре не хотелось. В надежде, что ближе к ночи ветер может стихнуть, перед выходом в Нотозеро мы встали в соснах в укрытом от ветра месте, развели костёр, основательно отогрелись, заварили чаёк и перекусили. Ближе к вечеру ветер, действительно, стал стихать. Впервые за долгое время над горизонтом на севере появилась узкая полоска голубого вечернего неба, свободного от туч.
В 9 вечера в надежде, что ветер окончательно стихнет, мы двинулись дальше по Нотозеру на восток. Ветер, как обычно в этом походе, встречный, средней силы. Волна на грани образования барашков. Стараемся прятаться в тени островов. При уходе с Нотозера в сторону озера Пудос на мысу к северу от пролива расположено несколько стоянок, в темноте видны оранжевые огоньки костров. После захода в озеро Пудос ветер снова усилился, стараемся прятаться от него за мысами и островом. Ближе к полуночи, наконец, догребаем до стоянки, расположенной на мысу острова, расположенного между протоками реки Пудос, недалеко от впадения восточной протоки в одноимённое озеро. Стоянка красивая, но дров почти нет. Заметно похолодало, сильный холодный ветер не даёт согреться даже у костра. Полоска неба, свободного от туч, так и не расширилась. Небо над самым горизонтом покраснело и снова потонуло в тучах.
27 июля. После завтрака втроём поднялись на Ивангору. Её высота 345 метров. Уровень воды в озере Пудос 37 метров. Тропа подъёма на вершину Ивангоры лёгкая, набитая, её протяжённость около 2 км. Тропа начинается после перехода по деревянному мостику восточной протоки Пудоса. Вначале она идёт по низине в направлении юго-восток, метров через 300 поворачивает на просеку, идущую к югу, а затем уходит с просеки и по кратчайшему пути направляется к вершине горы. Тропа преодолевает два резких подъёма по скалам, после чего выходит на пологую, похожую на равнину, поросшую редкими низкими деревьями вершину Ивангоры.

На вершине горы растут не высокие деревья, мешающие осмотру окрестностей. Но на горе есть несколько обзорных точек, вид с которых не закрыт деревьями.

Эти точки расположены с разных сторон вершины и соединёны между собой тропинками. Пока мы поднимались на гору, погода окончательно испортилась, задул сильный ветер и начал моросить дождь. Видимость стала совсем плохой. Поэтому с обзорных точек были видны лишь расплывающиеся в белёсой туманной дымке контуры окрестных озёр.

Когда мы спустились вниз к стоянке, пошёл сильный дождь, а ветер усилился. На озере поднялась большая волна с барашками. Пришлось устроить вторую ветрено-дождевую днёвку. Чтобы можно было согреться у костра, мы переместили лагерь на другую стоянку, укрытую от ветра за деревьями. Эта стоянка расположена при впадении восточной протоки реки Пудос в озеро Пудос. Рядом со стоянкой у деревянного мостика через протоку Пудоса начинается тропа подъёма на Ивангору. Переставили палатки, заготовили дров, развели большой костёр, а рядом с ним установили костровой тент. И стало уютно. Сюда сквозь деревья не продувал ветер, а под костровым тентом можно было греться у костра. Сильный дождь с ветром без остановки продолжался весь день. А мы пекли блины и отсыпались за предыдущий день.
Впереди нас ожидал завершающий волок протяжённостью около 7 километров из Нольозера в верхнее Котозеро. Как его делать мы пока не знали. Я хотел максимально использовать дороги, Шеф предлагал идти кратчайшим путём, через цепочку озёр, переплывая их на лодках.
28 июля. Рано утром увидели, что ветер стих, собрались, и в 8 утра двинулись дальше. Впервые за время похода не было ни волны, ни ветра. Мы пересекли в северном направлении озеро Пудос, и причалили к противоположному берегу напротив нашей стоянки. Экипажи «Тайменя» и «Щуки» поучаствовали в спасработах по подъёму со дна озера затонувшей накануне байдарки.
В самой узкой части полуострова, отделяющего озёро Пудос от Нотозера, есть тропа волока протяжённостью около 300 метров. По ней мы сделали волок в мелкий гнилой залив Нотозера, заваленный стволами деревьев. Вода в Нотозере более мутная и имеет торфяной оттенок. Дно илистое, под поверхностью воды много коряг и пней. Нотозеро красивое, много островов и заливов. Водяная взвесь неподвижно висела в воздухе. Все дальние виды терялись в сыром тумане. По Нотозеру мы шли в юго-восточном направлении к месту впадения Нольозёрки.
Пока мы шли по Пяозеру и Кукасу мы почти никого не видели, начиная с Челозера стали появляться отдельные туристские группы. На озере Пудос и вдоль берегов Нотозера туристами были заняты почти все стояночные места. Все стояли на берегу и сушили вещи, на вёслах никого не было. Гребём одни мы. Каждая группа, с которой мы пересекались на маршруте, сетовала на погоду и делилась с нами не утешительными прогнозами на перспективу. С Пудоса две группы собирались сниматься с маршрута на заказанных машинах.
В последние дни Антон несколько раз пытался со всех окрестных возвышенностей найти сотовую связь. Но ему это не удавалось. На одной из остановок на Нотозере он по сотовому телефону дозвонился таки домой и узнал, что погоды улучшаться не будут. Когда мы подчалили, Антон предложил вызвать по телефону машину и «лить отсюда». Как ни странно, но его поддержал и Шеф, внезапно вспомнивший, что у него болит плечо. Мы с Ваней хотели пройти весь маршрут до Чупы без дополнения по морю, выходить к которому при такой погоде не имело смысла. Лиза тоже высказалась за продолжение похода. На следующем перегоне я прикидывал, как в случае разделения группы быть с судами и снаряжением. Надеялся уговорить всю группу продолжить поход.
При приближении к месту впадения Нольозёрки вода темнеет, туристских групп попадается всё меньше, берега понижаются, стояночные места пропадают. На озере Верхняя Пажма стала активно ловиться щука.
Из-за дождей воды в Нольозёрке много, течение сильное. Самый нижний перекат имеет суммарный перепад более полуметра. Для проводки по дну глубина реки слишком большая, а перегрести сильное течение на перекатах не удаётся. Пришлось заняться проводкой катамарана вдоль берега.

Один подтягивал его за чалку, прыгая по береговым камням, а остальные активно пытались перегрести течение. Экипаж «Тайменя» применял другую тактику. Несколько раз они пытались проходить перекаты против течения с разгону, но всегда в русле находился камень, на который они садились. В результате, сделали в шкуре несколько дырок, после чего сидели в луже, которую приходилось постоянно отчёрпывать.
После первого переката идёт плёс без течения с болотистыми берегами, потом следуют ещё 4-6 перекатов с перепадом около 50 сантиметров на каждом из них. Между перекатами идёт болотистый плёс с отдельными быстротоками.
Перед выходом в Нольозеро через русло Нольозёрки перекинут железный автодорожный мост. Под мостом два прохода, с деревяшками посередине. Есть течение, но мелко. Обнос по левому (по ходу движения) берегу. В 50 метрах от моста расположена загаженная стоянка и куча мусора. Видно, что туристские группы здесь часто заканчивают поход, а некоторые группы отсюда начинают путешествие. После моста начинается Нольозеро. По нему мы пошли на восток, придерживаясь северного берега. Удобного места с дровами для остановки на обед мы не нашли. Пришлось остановиться у каменных скал в конце восточного залива, в 100 метрах к югу от дороги.
Во время обеда выяснилось, что Антон с Ирой, Шеф и Фёдор не хотят продолжать поход и будут «валить отсюда». Продолжать маршрут нам предстояло вдвоём с Ваней. Антон дозвонился до водителя и заказал машину к лесопункту Нольозеро, расположенному в конце восточного залива Нольозера. Перераспределив продукты и снаряжение, мы перечалили к месту прибытия машины. Мы с Ваней упаковали гермомешки в рюкзаки и отдали гитару, а остальные экипажи разобрали суда, собрали вещи и начали грузиться в подъехавшую машину. Со слов Шефа грунтовка от лесопункта Нольозеро до Мурманской трассы (около 12 км) местами разбита, в результате 40 км до станции Чупа они ехали часа полтора.
После разделения группы у меня возникло ощущение, что один поход закончился. И сразу же начался другой. Начался он с волока, самого длинного на этом маршруте и с не очень понятной линией движения. Мы остались одни, и это в некоторой степени, развязало нам руки. Мы были самым мобильным экипажем в группе, все предыдущие волоки мы шли в одну ходку. Таким же образом мы поступили и в этот раз. С рюкзаками на плечах и катамараном на головах мы примерно за час прошли по дороге около 5 километров от Нольозера до озера Шуриярви. Налегке я пробежался по окрестностям и со второй попытки нашёл древнюю дорогу, выходящую на озеро Лебединое. Потом мы в одну ходку с рюкзаками и катамараном по ней вышли к озеру Лебединое.
Дорога очень старая, сильно заросшая молодым березняком. Приходилось силой продавливать катамараном этот подлесок, пытаясь находить проходы между деревьями покрупнее. На отдельных участках катамаран проще было протаскивать по лесу, двигаясь параллельно дороге.
Начинается дорога к западу от ручья, вытекающего из озера Шуриярви в Лебединое. Сначала в лес отходит накатанный просёлок, метров через 150 он выходит к краю вырубки, где и теряется. Далее, в сторону Лебединого почти по прямой линии продолжается древняя дорога, протяжённостью около 1 километра. Вначале она идёт по краю вырубки, потом уходит в лес. На заболоченной низине по старым деревянным брёвнам пересекает ручей, текущий из озера Шуриярви в Лебединое, где и теряется. Далее продолжается слабая тропа, которая выходит из болота к гряде и по краю гряды подходит к Лебединому восточнее впадения ручья из озера Шуриярви. В 50 метрах от впадения ручья на каменистой гряде есть красивое, хоть и кривое место для стоянки. Подход к озеру не удобный. Для этого надо преодолеть 10 метров болотины с травой, мхом и кочками.
Во время волока моросил мелкий дождь, и от ломёжки сквозь берёзовый молодняк мы полностью промокли. Натянули костровой тент, наковыряли в болоте дров, развели костёр и стали сушиться. Вскоре начался ливень, закончившийся только утром.
Волок, казавшийся сложным, был пройден быстро и без проблем. Прогноз погоды на ближайшие дни улучшений не обещал. Выходить в такую погоду в Белое Море не было никакого смысла. Мы решили выходить к станции Чупа вдоль железной дороги от Нижнего Котозера. Теперь у нас оказался не использованный запас по времени, который мы оставляли для 30-тикилометровой петли с выходом в Белое Море. Поэтому продолжение похода проходило в спокойном темпе с полуднёвками и жаркой блинов.
29 июля. Во время волока я заметил на болоте отдельные спелые ягоды морошки. До этого никаких спелых ягод в этом походе нам не попадалось. Поэтому, после завтрака мы испекли блинов и на ближайшем болоте набрали немного морошки. Не спеша пообедали и тронулись дальше.
Выход протоки, вытекающей из озера Лебединое, находится в южном заливе озера. Берега здесь низкие, болотистые. Ширина протоки от 1 до 3 метров, в русле много камней. В самом начале протоки завал из брёвен, похожий на остатки древнего моста. Сразу за завалом начался первый перекат. На перекате русло, шириной около 1 метра, зажато между камнями.

Берега низкие. Они представляют собой скопление камней, поросших травой и кустами, между камней ямы с водой. Идти по такому берегу очень сложно. Проще идти по руслу ручья. До впадения в небольшое озерко была ещё парочка перекатов с небольшим уклоном. На этих перекатах там, где ручей собирался в одно узкое русло, мы шли по нему на вёслах, отталкиваясь от дна и берегов. Катамаран с трудом, но умещался между камнями.

Глубина ручья на перекатах от 10 до 50 сантиметров. Короткие мелкие участки катамаран позволял проходить с разгона, скользя по гладким обливнякам. Русло ручья сильно петляет, на крутых поворотах катамаран не вписывался между камнями. Тогда приходилось вылезать и перетаскивать катамаран через камни.
Завалов, перегораживающих русло, больше нет. Но, было несколько отдельных деревьев перегораживающих русло ручья. Иногда под ними удавалось подлезть, иногда перелезть, а иногда получалось протащить катамаран сбоку по заболоченному берегу.
После озерка берега становятся болотистыми. Ручей глубокий со слабым течением шириной 3-4 метров, сильно петляет среди заболоченных топких берегов. Местами коренной левый берег приближается к ручью на расстояние 5 метров. Такой характер ручья сохраняется до очередного небольшого озера, где было место, на котором можно остановиться.
Далее идёт череда порожков с небольшим падение русла. На некоторых из них русло дробилось на несколько проток, и воды для свободного прохождения не хватало. Тогда приходилось выбирать основную протоку и по ней протаскивать катамаран, прыгая по торчащим повсюду среди травы камням. Глубина ручья на таких участках 5-20 сантиметров, с ямами до метра. Часто одному гребцу удавалось проводить катамаран, в то время как другой по камням перемещался вдоль ручья.
Перед окончательным выходом в Верхнее Котозеро после небольшого озера с левой стороны к берегу ручья вплотную подходит сухой сосновый лес. Место красивое, удобное для стоянки. Через 50 метров начинается последний порог на ручье. При заходе сверху видно, как русло уходит резко вниз.

Порог, протяжённостью около 200 метров, представляет собой водосброс по громадным обливнякам с общим перепадом около 10 метров. Воды в ручье к этому моменту было уже много, и порог смотрелся красиво.

Если бы в средней части порога русло не было перегорожено огромной сучковатой елью, можно было бы попробовать провести по порогу разгруженный катамаран.
По левому берегу ручья идёт тропа обноса протяжённостью около 400 метров, выходящая к берегу Верхнего Котозера. Сначала тропа удаляется в лес, вбок от ручья, потом проходит через постройки урочища Верхнее Котозеро и выходит на заросший травой луг. Часть построек были жилые.
Судя по карте, Верхнее Котозеро в хорошую погоду должно быть очень красивым. Но нам не удалось это проверить. Мы шли его, как обычно, против встречного ветра при слабом моросящем дожде. Видимость не превышала 300 метров, а все окрестности расплывались в пелене дождя. Стояночных мест по берегам озера не видели. Запомнилось, что после поворота в восточный залив озера, вдоль его южного берега на протяжении 2 километров был горелый лес. После того, как восточный залив озера стал сужаться, мы организовали стоянку на его южном берегу. Отсюда слышна Мурманская трасса. Всю ночь снова лил дождь.
30 июля. Утром мы испекли блинов и после обеда встали на воду. Из восточного залива Верхнего Котозера на юг отходит сужение со скалистыми берегами. В нём расположен исток реки Котозёрка. Ширина реки около 5-8 метров, воды много, порядка 10-15 кубометров в секунду. На участке между Верхним и Нижним Котозером два порога. Первый из них, протяжённостью около 100 метров простой, с небольшим перепадом, расположен под мостом Мурманской трассы. Все камни закрыты водой. Через некоторое время начинается второй порог. Не ожидая серьёзных препятствий, мы зашли в него, и дошли до левого поворота, откуда становится видно продолжение порога. Зависнув на струе, посмотрели на то, что ждёт нас впереди. С воды было видно резкое падение русла без ясной линии движения. Тогда мы кормовым траверсом отработали назад и зачалили катамаран к левому берегу для просмотра порога. Во время просмотра порога на две!!! минуты выглянуло солнышко. Оказалось, что общее падение русла на пороге порядка 6-7 метров. То есть на этом пороге выбирается практически вся разница уровней воды между Верхним и Нижним Котозерами. Порог начинается обычной шиверой. После поворота сначала идёт крутопадающая шивера между выступающими из воды камнями. Затем посреди русла расположена скала. Справа от неё два водосброса водопадного типа по каменным горкам, разделённые камнями. Основная вода реки уходит налево от скалы, образуя под левым берегом слив с поворотом и бочкой.

Перепад на сливе около 2 метров. После слива идёт выходная шивера с островком посреди реки. При нашем уровне воды порог представлял собой техничное препятствие на уровне 4 к.с для Карельских рек. К сожалению, мы шли одним судном, и у нас не было касок. Поэтому пришлось обносить порог. Обнос по левому берегу, протяжённость обноса около 150 метров.
Далее до Нижнего Котозера идёт плёс без течения, похожий на вытянутое озеро. На этом участке местами были красивые высокие берега, но мест, удобных для стоянок, мы не заметили.
После выхода в Нижнее Котозеро мы пересекли его и в поисках стоянки стали смещаться на восток вдоль его южного берега. Оказалось, что весь этот берег не удобен для стоянок. Совершенно нет дров и удобных площадок под палатку. Лишь в устье ручья Кангаш на маленьком кривом «пятачке» было старое кострище.
Ручей Кангаш представлял собой красивейшее зрелище. Мощный поток воды шириной около 4 метров, как по ступенькам скачет по обливнякам.


Русло ручья в нескольких местах было перегорожено брёвнами и нависающими деревьями.

На последних перед впадением в озеро 100 метрах русло Кангаша спадало метров на 10-15.
Пройдя вдоль берега на восток ещё около 2 километров, мы так и не смогли найти места для стоянки. Тогда подчалили к небольшому островку, расположенному в 300 метрах от южного берега Нижнего Котозера. На скалах, в 70 метрах от берега озера мы нашли удобное место для стоянки, на котором и встали на ночёвку. В последние дни стало традицией, что вечером начинался сильный дождь, продолжающийся всю ночь. И в этот раз традиция не была нарушена.
1 августа. Утром дождик утих, и мы осмотрели окрестности. Оказалось, что недалеко от палатки начала поспевать мелкая черника, и нам удалось немного набрать её к очередным блинам. Поезд у нас вечерний, в такую погоду шансов высушить вещи на антистапеле не было. Поэтому, вышли мы после обеда. На карте было обозначено, что у юго-восточного залива Нижнего Котозера на небольшом участке железнодорожная ветка раздваивается, и западная её часть проходит рядом с берегом озера. Вот на неё то мы и собирались выходить. Поэтому, двинулись вдоль южного берега на восток. Безымянный ручей, впадающий в Нижнее Котозеро в 3 километрах к востоку от впадения Кангаша обозначен по карте пересыхающим километровым руслом. Когда мы проходили мимо него, он представлял собой бурный поток, в принципе пригодный для прохождения на каяке.

oleg-volkov.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *